По материалам The Enterpreneur
Не так много бизнес-проектов стали успешными в том виде, в котором были первоначально запущены. Слишком многое может пойти не так: срыв сроков, внезапное снижение спроса, неожиданно сильная конкуренция и так далее. К счастью, почти всегда есть крайняя мера, которая может спасти бизнес - сделать пивот. Это смена бизнес-модели, продукта или сферы деятельности стартапа. Термин введен американским предпринимателем Эриком Рисом в книге «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели».
Пивот - эффективная бизнес-стратегия, которую тысячи предпринимателей использовали, чтобы обернуть поражения в победы. Вот самые наглядные примеры.
YouTube - от сервиса знакомств к видеохостингу
Сегодня YouTube - это известный всему миру видеостриминговый сервис, однако на заре своего существования он был далек от успеха. Вообще-то YouTube всегда специализировался на трансляции видео, но на момент старта он представлял из себя сервис знакомств. Пользователи загружали короткие видео, в которых описывали своего идеального партнера, а также искали партнеров по чужим видеоанкетам.
У сайта даже был слоган "Настройся и закадри" ("Turn in, hook up"). А домен youtube.com был зарегистрирован 14 февраля 2005, в день святого Валентина. Когда основатели увидели, что превращение в хостинг онлайн-видео более перспективно, они провели пивот и плавно трансформировали свой продукт в империю, которую в результате купил Google за $65 млрд.
Groupon - бывшая платформа добрых дел
Groupon начинал свою жизнь как социальная платформа, на которой люди могли объединяться для решения социальных вопросов благотворительной активности. В то время он назывался The Point. Особых успехов и коммерческих перспектив у проекта не было, и команда сделала дополнение Groupon, в котором пользователи могли скинуться деньгами и договориться с поставщиком услуги о групповой скидке. Эта идея стала завоевала куда большую популярность, поэтому основатели сделали ее основной платформой, расширив возможности для бизнеса.
Slack - игра, ставшая рабочим инструментом
Slack - самый известный корпоративный мессенджер - начинался совсем с других предпосылок. С 2009 по 2012 годы Стюарт Баттерфилд делал странную, но в какой-то мере популярную видеоигру Glitch.
В отличие от большинства игр, фокусирующихся на сражениях с монстрами и решении головоломок, Glitch уделяла больше внимания общению и исследованиям. Игра, хоть и была популярной, денег не приносила. Поэтому команда инвестировала ресурсы в создание чата для коллег по работе. И это сработало.
Yelp - заработать на советах друзей
Сегодня в США почти невозможно начать местный бизнес, не обеспечив себе поддержку в обзорах на Yelp. Но сервис далеко не всегда был таким влиятельным каталогом локального бизнеса.
В 2004 году Yelp представлял из себя автоматизированную систему запроса рекомендаций у друзей. Эта идея не нашла широкой поддержки у аудитории, несмотря на инвестиции в $1 млн от со-основателя PayPal. Однако основатели Yelp заметили кое-что интересное: пользователи стали писать отзывы на местные рестораны, бары, салоны и красоты и т.п. просто из интереса. Команда решила ухватиться за это направление и с тех пор превратила свой сервис в систему с 17 миллионами обзоров.
Shopify - что может вырасти из магазина-неудачника
В отличие от других компаний в этом списке, основатели Shopify не меняли идею своего бизнеса, а использовали ее для других целей. В 2004 году Тобиас Лютке, Даниэль Вайнанд и Скотт Лейк решили открыть онлайн-магазин экипировки для сноубордистов под названием Snowdevil.
Им не нравилось ни одно из существующих e-commerce решений для онлайн-магазинов, поэтому они сделали собственное. Магазин не стал успешным, однако программная платформа получилась удобной и качественной. Поэтому основатели решили продавать программное решение другим онлайн-магазинам, остальное - уже история.
Какие выводы можно сделать из этих историй?
Сконцентрируйтесь на том, что имеете. Если что-то в вашем бизнесе не работает, могут быть другие вещи, которые работают хорошо. Сосредоточьтесь на победах и попытайтесь их масштабировать.
Снижайте потери. Если бизнес-идея не приносит прибыли, нельзя бесконечно быть ее приверженцем.
Следуйте за деньгами. Для выживания ваш бизнес должен быть прибыльным. Выбросьте гипотезы и идеалы в окно и сфокусируйтесь на том, где можно получить максимальную выручку.