КОНСТАНТИН ПОХОЛЬЧИК
Грузия — одна из тех стран постсоветского пространства, где решились на радикальные (по меркам Беларуси) реформы в сфере малого и среднего бизнеса. Чему там можно поучиться нашей стране, и каких ошибок следует избегать?
Девятое (!) место в мире по легкости ведения бизнеса
В последнем рейтинге Всемирного банка благоприятности условий для ведения бизнеса Doing Business-2018 Грузия заняла рекордное 9-е место в мире. Беларусь, для сравнения, расположилась на 38-й строчке. За предыдущий год грузины по ряду критериев (простота начала бизнеса, защита прав малых акционеров, исполнение контрактов) опередили такие страны, как Швеция, Финляндия и Австралия.
К рекордной позиции в рейтинге Тбилиси шел много лет. С начала 2000-х там осуществлен ряд реформ, направленных на преодоление коррупции, строительство и укрепление государственных институтов, улучшение делового и инвестиционного климата. До неузнаваемости изменились условия для ведения предпринимательства.
Заместитель директора Исследовательского центра экономической политики (EPRC) Ирина Гурули привела несколько примеров.
Если в Беларуси предприниматели жалуются на высокую налоговую нагрузку, то в Грузии налоговые ставки и количество налогов существенно сократились.
Каково в Слуцке создать местный «Диснейленд»
Была упразднена большая часть лицензирования и разрешений, произошла либерализация торговых режимов. Теперь лишь некоторые виды деятельности требуют разрешения государства — это касается, например, сферы здравоохранения, строительства, связи.
Традиционно белорусские предприниматели опасаются проверок со стороны различных государственных органов и крупных штрафов даже за незначительные нарушения, а вот в Грузии упразднены, к примеру, пожарная инспекция, инспекция цен. К ухудшению ситуации это не привело и на качестве услуг не сказалось, пишет не только местная, но и зарубежная пресса.
В Грузии чаще всего предпочитают оформляться индивидуальными предпринимателями (они юридическими лицами не считаются) или регистрировать общество с ограниченной ответственностью (крупные компании, как правило, используют другие виды).
После регистрации в Национальном агентстве публичного реестра при Министерстве юстиции документы о компании хранятся в публичном доступе. Иными словами, каждый желающий может получить информацию о деятельности и участниках того или иного бизнеса.
Кстати, согласно закону «О предпринимателях» правила по открытию и ведению бизнеса одинаково распространяются как на местных граждан, так и на иностранцев.
Поддержка правительства и создание новых рабочих мест
Смена власти на проведение реформ не повлияла. Как отмечает Ирина Гурули, начиная с 2012 года, по инициативе правительства развитие малого и среднего бизнеса стало приоритетом. Было создано агентство «Производи в Грузии», а также Агентство технологий и инноваций. Основная функция этих двух структур заключается в оказании финансовой и технической поддержки малым и средним предприятиям, а также поощрении и финансировании стартапов.
По данным на весну 2018 года, за четыре года в рамках программы «Производи в Грузии» были поддержаны 344 проекта (индустриальное, сельское, гостиничное и имущественное направления), суммарный объем инвестиций в которые составляет более 850 млн лари (1 лари составляет около 0,4 доллара США). В рамках этих проектов создано до 14 тысяч новых рабочих мест (важно помнить, что население страны составляет около 3,7 млн человек).
При этом Ирина Гурули подчеркивает:
— На данном этапе трудно сказать, насколько такие меры повлияли на развитие малого и среднего бизнеса в стране. Небольшие грантовые программы носили чисто социальный характер, и их сложно оценивать как коммерческие проекты.
По ее мнению, сравнительно положительно можно охарактеризовать Программу субсидированных банковских кредитов, в рамках которой государство так регулирует банковский процент, что значительно снижается цена на доступ к финансам для предпринимателей. А тот факт, что решение о выдаче кредита принимает банк, значительно уменьшает риск коррупции.
Что не удалось сделать?
— Главным вызовом все же остается производство высокотехнологичной, конкурентоспособной в мировом масштабе продукции, — отмечает Ирина Гурули.
Большинство малых и средних предприятий в Грузии сконцентрированы в примитивном производстве, которое характеризуется низкими возможностями с точки зрения создания дополнительной стоимости и новых рабочих мест.
Одна из причин этого — довольно низкие менеджерские навыки предпринимателей.
— Система образования нуждается в существенном реформировании, чтобы будущее поколение было вооружено аналитическим мышлением и навыками, соответствующими XXI веку. Правительство Грузии допустило ошибку, когда параллельно с общими реформами не реализовало коренные изменения в области образования, — считает заместитель директора EPRC.
Есть и другие проблемы. Грузинский бизнес жалуется на ограниченный доступ к льготному финансированию, говорит Ирина Гурули. В стране не развиты небанковские финансовые инструменты (а именно, рынок капитала, венчурный капитал).
Малый и средний бизнес — все еще не локомотив экономики
По данным Национальной службы статистики Грузии, 99,7% зарегистрированных предприятий в стране являются малыми и средними.
— Однако их доля в создании добавленной стоимости, генерировании новых рабочих мест и обороте бизнес-сектора довольно низка. Крупный капитал гораздо лучше интегрирован на местные и международные рынки, — отмечает Ирина Гурули. — Несмотря на благоприятную деловую среду, Грузия, как и весь развивающийся мир, сталкивается с проблемой формирования малого и среднего бизнеса в качестве движущей силы экономики. Их доля в экономике по-прежнему низкая.
Вместе с тем значение малого и среднего предпринимательства в экономике растет. По данным за 2017 год, доля предпринимательства составляла 58% дополнительной стоимости, созданной частным сектором, в нем были заняты 64% людей, работающих там, хотя на малые и средние предприятия приходилось только 17% общего оборота бизнес-сектора.
А вот свежие данные за текущий год. По итогам первого квартала оборот компаний малого и среднего бизнеса в Грузии составил 18 млрд лари (7,38 млрд долларов.), что на 18,6% больше, чем за аналогичный период 2017-го, заявил премьер-министр Георгий Квирикашвили со ссылкой на данные национальной службы статистики.
Важно, что правительство Грузии продолжает либерализацию налогов. Микробизнес освобожден от них, а для малого бизнеса ставка налога снизилась с 5% до 1%.
Каких ошибок следует избегать в Беларуси, если ориентироваться на опыт Грузии?
— Я считаю, что перед всеми реформами необходимо провести анализ экономического влияния. Во многих случаях правительство Грузии приняло поспешные решения и не определяло экономическую и финансовую устойчивость той или иной программы. В результате этих шагов значительная часть бюджетных ресурсов израсходована неэффективно, — делает вывод Ирина Гурули. — Кроме того, важен холистический, комплексный подход, вовлечение всех институтов и соответствующая реализация общего стратегического видения реформ. Хаотические, непоследовательные реформы не приносят желаемого результата.