Найти тему
ЦДУ ТЭК

Векторы развития российского ТЭК

В нефтегазовом секторе России эксперты выделяют сразу несколько крупных проектов, находящихся на разных стадиях реализации. В основном они связаны с транспортировкой углеводородов, один из них ориентирован на добычу и переработку газа. Все проекты укрепляют позиции нашей страны на мировом энергетическом рынке.

Два проекта связаны со строительством распределительных центров сжиженного природного газа (СПГ) хабов в Санкт-Петербурге и на Сахалине. За Полярным кругом на полуострове Ямал на базе Южно-Тамбейского месторождения реализуется интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа «Ямал СПГ», который предполагает строительство трех линий по сжижению газа по 5,5 млн т в год каждая.

Четыре проекта связаны с транспортировкой углеводородов. Один из них — «Сила Сибири» — строящийся магистральный газопровод для поставок газа из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Другой — «Северный поток-2» — проект магистрального газопровода из России в Германию через Балтийское море, который расширяет возможности действующего «Северного потока». Ещё есть транспортные проекты каспийского региона. И, наконец, — «Турецкий поток», реализуемый в настоящее время международный проект газопровода из Анапского района Краснодарского края России по дну Чёрного моря в европейскую часть Турции.

Новый СПГ хаб в Балтийском море

Российская инвестиционная компания, специализирующаяся на проектах в газовой сфере — «СПГ Горская», одобрила строительство нового терминала СПГ в порту Санкт-Петербурга.

Проект, инвестором которого является компания «СПГ-Горская», предполагает строительство плавучего СПГ-завода с мощностью 1,3 млн т СПГ, девяти бункеровщиков, мола, эстакады и газопровода, а также создание нескольких СПГ-терминалов в Финляндии, Германии и Швеции. Плавучий завод создадут на трех несамоходных баржах на побережье Финского залива. Суда-заводы смогут производить 1,3 тыс. т сжиженного природного газа. В дальнейшем это топливо будут экспортировать в Европу.

Сжиженный природный газ будет производиться с помощью комплекса, собранного на несамоходной барже. Завод сможет перерабатывать 2 млрд куб. м газа в год. Планируется, что проект выйдет на полный объем в 2021 году.

Баржа, для размещения на ней завода по производству СПГ, грузоподъёмностью в 7 тыс. куб. м, будет построена астраханской компанией «Марис», которая разработала проект объекта. Эта компания специализируется на создании уникальных морских сооружений. Баржа длиной 126 м, шириной 24 м и осадкой 9 м будет иметь на своей палубе 12 танков вместимостью по 584 куб. м каждый.

В Балтийском море нарастает заметная активность в сфере строительства газораспределительных центров СПГ. Такие терминалы уже существуют в литовской Клайпеде и польском Свиноуйсьце. В стадии разработки находится площадка в шведском Гетеборге. Всё это делает Балтийское море одним из самых конкурентных регионов на рынке нефти и газа.

По мнению экспертов международной аудиторской компании KPMG, штаб-квартира которой расположена в Нидерландах, плавучие СПГ-мощности являются дешевой альтернативой наземным, и требуют для своего создания меньше времени.

Третья производственная линия «Сахалин-2»

Компании «Газпром» и британско-нидерландская Shell планируют расширить проект «Сахалин-2». Речь идёт о добавлении третьей линии по производству СПГ на существующем производственном комплексе Пригородное, расположенном на юге острова Сахалин.

В рамках проекта «Сахалин-2» идет освоение расположенных в Охотском море Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях соглашения о разделе продукции. Добытые нефть и газ поступают по транссахалинской трубопроводной системе через объединенный береговой технологический комплекс на производственный комплекс «Пригородное». Этот комплекс включает в себя терминал отгрузки нефти и завод по производству СПГ, где «Газпрому» принадлежит 50% плюс одна акция, Shell — 27,5%, Mitsui — 12,5%, Mitsubishi — 10%.

Завод по производству СПГ включает в себя две технологические линии и объекты общего назначения. На технологических линиях осуществляется подготовка и сжижение газа. Для производства СПГ используется технология двойного смешанного хладагента, разработанная концерном Shell. Проектная производительность завода составляет 9,6 млн т СПГ в год.

Теперь обсуждается возможность строительства третьей производственной линии в рамках существующего СПГ комплекса «Сахалин-2», который в настоящее время производит 10 млн т газа в год. В ходе реализации этого проекта появится возможность каждый год поставлять дополнительно 5,4 млн т газа.

Стадия подготовки проектной документации проекта строительства третьей очереди СПГ-завода «Сахалин-2» завершена, однако пока не конкретизированы сроки принятия окончательного инвестиционного решения. Тем не менее ожидается, что «Газпром» примет инвестиционное решение по третьей линии «Сахалина-2» в четвёртом квартале 2018 года, или в первом квартале 2019 года. Согласно предварительным прогнозам, третья линия будет запущена в работу в 2021 году.

Интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа

В рамках реализации проекта «Ямал-СПГ» построен морской порт Сабетта с шестью причалами грузооборотом 17 млн т в год. На Южно-­Тамбейском месторождении пробурена половина из необходимых 208 скважин. Производство СПГ па полуострове Ямал началось в конце 2017 года. Несмотря на санкции со стороны США, объяв­ленные сразу после принятия проекта строительства объекта на Ямале, работы идут в соответствии с утверждёнными планами. Вторую очередь завода планируется запустить в сентябре 2018 года, третью — в начале 2019 года. Четвертая очередь будет введена в эксплуатацию в конце 2019 года.

Долгосрочные контракты компании начались в апреле 2018 года, при этом газ проекта «Ямал СПГ» не будет конкурировать с поставками «Газпрома» в Европе. Сегодня многие портфельные покупатели, такие, например, как французская Total и китайская CNPC, заинтересованы в больших поставках на азиатский рынок. В этой связи, по мнению аналитиков, те поставки, которые делает «Газпром», не конкурируют с «Ямал СПГ».

Главным итогом создания «Ямал СПГ», в который российское государство вложило немало средств, является доказательство технологической осуществимости такого рода проектов. Это позволило «НОВАТЭКу» заявить о планах строительства на имеющихся месторождениях СПГ-мощностей, сопоставимых с текущей производительностью крупнейшего в мире поставщика — Катара, который рассматривал вопрос покупки акций «Ямал СПГ».

Руководство страны предложило Эр-Рияду покупать российский сжиженный природный газ. Это может привести к сотрудничеству России и Саудовской Аравии в области энергетики, то есть превратить страны из конкурентов в партнеров, что позитивно скажется на работе государств.

В ходе реализации этих проектов Россия может занять заметную позицию на мировом рынке СПГ, но существующих проектов на Ямале и Сахалине для этого недостаточно. По оценкам экспертов, мировой спрос на газ к 2040 году увеличится более чем на 40%. И, что особенно важно, наиболее активно будут развиваться поставки именно сжиженного газа, их рост может достигнуть 70%. Сейчас Россия занимает прочное место на энергетическом рынке и твердо намерена занять 20% рынка СПГ до 2030 года.

Бурный «Северный поток-2»

Германия получает 38% поставок природного газа из России и спрос на него продолжает расти. Уже в ближайшем будущем нужен новый трубопровод для того, чтобы новая транспортная система позволила увеличить поставки газа в Европу в обход Украины.

Руководство «Газпрома» неоднократно подчёркивало, что готово сохранить транзит газа через Украину после 2019 года, если Киев докажет экономическую целесообразность контракта. Возможные объемы поставок в «Газпроме» оценивают в 10–15 млрд куб. м в год, но со стороны Украины не было сделано встречных шагов в этом направлении. Более того, недавно МИД страны заявил о том, что их цель — помешать строительству трубопровода. Украина хочет, чтобы газовая директива Евросоюза распространялась на «Северный поток-2», в этом случае России станет экономически невыгодно его строить.

Несмотря на эти заявления, процесс реализации проекта идёт. Подводный путь из российского Выборга до терминала в Грайфсвальде на северном побережье Германии составляет 1,2 тыс. километров. На пике производительности «Северный поток-2» будет поставлять ежегодно 55 млрд куб. м газа в Европу.

Надо отметить, что ранее этот проект подвергся критике со стороны Соединенных Штатов Америки, которые требуют от европейских стран прекратить участие в проекте и грозят санкциями тем странам, которые не пойдут на это. Таким образом, США хотят вытеснить поставки российского газа с европейского рынка, чтобы взамен продавать свой СПГ. На сегодняшний день в газовом балансе Европы доля американского сырья составляет 2%.

Для европейского потребителя вариант поставок газа из США обходится значительно дороже российского. Сегодня, по мнению экспертов, экономически весьма трудно составить конкуренцию российскому газу в европейских странах, и поэтому со стороны США в ход идёт политика. Они давно делают все возможное, чтобы помешать строительству этого газопровода. По мнению отраслевых экспертов, российский трубопроводный газ сейчас наиболее конкурентоспособен и ещё долгое время будет востребован в европейских странах.

Для строительства газопровода необходимо получить разрешения от четырех стран. Германия, Финляндия и Швеция уже выдали их, но датские власти объявили, что могут задержать реализацию проекта. Премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен заявлял, что королевство может на юридических основаниях остановить строительство. Польское правительство выступало с заявлениями против реализации этого проекта. Недавно МИД Эстонии призвал остановить строительство этого газопровода.

Несмотря на периодически появляющуюся критику со стороны некоторых стран, российский «Газпром» не намерен отступать и продолжает строительство трубопровода. В 2016 году начались первые поставки труб для проекта, в том числе из подразделений немецкой EUROPIPE GmbH. Начало поставок газа в рамках этого проекта запланировано на 2019 год. В строительстве участвует целый ряд иностранных подрядчиков и компаний. В их числе Shell, французская Engie и австрийская OMV AG, которые были вовлечены в проект «Северный поток-2» еще с момента его создания.

«Сила Сибири» набирает мощь

В рамках Восточной газовой программы осуществляется самый масштабный проект, который позволит «Газпрому» не только организовать газоснабжение российских потребителей на Дальнем Востоке, но и выйти с трубопроводными поставками газа на емкий и быстрорастущий рынок Китая.

Огромный промышленный комплекс Китая, в сочетании с гигантским количеством населения, формирует постоянно растущие требования к энергетической системе этой страны, особенно в северной ее части. В этой связи в Китае разрабатываются планы по увеличению количества энергоносителей, спрос на которые постоянно растёт. Запасы углеводородов Сибири могут частично решить эту проблему, именно поэтому «Газпром» и CNPC в 2016 году подписали контракт на строительство трансграничного участка «Силы Сибири», маршрут которого проходит под рекой Амур.

Строительство «Силы Сибири» движется к завершению. На сегодняшний день «Газпром» проложил более двух третей всей протяженности линейной части газопровода, что составляет 1,8 тыс. км, или более 80% участка от Чаяндинского месторождения до Благовещенска. Таким образом, прокладка «Силы Сибири» до границы с КНР будет завершена уже в этом году.

Общая длина первой очереди трубопровода от Чаяндинского НГКМ до границы с Китаем составляет 2,1 тыс. километров. В проекте используется труба диаметром полтора метра.

В 2019 году начнутся поставки трубопроводного газа на рынок Китая. В первый год работы газопровода «Сила Сибири» объем прокачки «голубого топлива» в КНР составит 4,6 млрд куб. м, однако в 2021 году будет поставлено уже 10 млрд куб. м, в 2022 году — 16 млрд, в 2023 году — 21 млрд, в 2024 году — 25 миллиардов. В 2025 году мощность газопровода составит запланированные 38 млрд кубометров.

Контракт, заключенный в 2014 год между российским «Газпромом» и CNPC, предусматривает ежегодные поставки газа до 38 млрд куб. м в течение 30 лет и на момент подписания оценивался в $400 миллиардов.

Транспортные проекты каспийского региона

Основная добыча нефти в каспийском регионе сосредоточена за пределами российской береговой линии, поэтому транспортировка является ключевым вопросом для отечественных компаний в регионе.

Углеводороды — нефть и газовый конденсат, добываемые на одном из крупнейших месторождений имени Владимира Филановского, владельцем и разработчиком которого является «ЛУКОЙЛ», отправляются на экспорт через систему Каспийского Трубопроводного Консорциума — одного из крупнейших международных нефтетранспортных проектов с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний. Этот трубопровод соединяет месторождение Тенгиз на Каспии с российским побережьем Черного моря.

Сегодня нефтяные компании, добывающие нефть в каспийском регионе, изучают вопросы транспортировки нефти, сосредоточиваясь на увязке транспортных сделок. В этой связи азербайджанская госкомпания SOCAR и российская «Транснефть» согласовали объемы транспортировки нефти по трубопроводу «Баку — Новороссийск» на 2018 год. Согласно договоренности в 2018 году SOCAR планирует экспортировать, используя российское направление, 1,5 млн т нефти, то есть на уровне 2017 года.

По нефтепроводу «Баку — Новороссийск» транспортируется нефть, добываемая SOCAR самостоятельно, а также с сухопутных месторождений, разрабатываемых в рамках совместных предприятий. Оператором трубопровода «Баку — Новороссийск» с 2008 года является SOCAR. Протяженность объекта составляет 1,1 тыс. километров. Длина азербайджанского участка — 231 км, российского — 916 километров. Максимальная мощность прокачки — 105 тыс. барр. в сутки.

По итогам 2017 года SOCAR транспортировала по нефтепроводу «Баку — Новороссийск» 1,5 млн т нефти, добываемой на сухопутных и морских месторождениях страны.

Ранее, еще в 2013 году, «Транснефть» законсервировала участок нефтепровода «Баку — Новороссийск» («Махачкала — Баку»), поскольку Азербайджан не проявлял инициативу по подписанию коммерческого соглашения о транзите нефти. В 2013 году межправительственное соглашение между Россией и Азербайджаном по транзиту было расторгнуто.

В то время затраты «Транснефти» на поддержание трубопроводной системы в должном состоянии от такой транспортировки не покрывались доходами. Однако в 2016 году было подписано новое соглашение между SOCAR и «Транснефтью».

Решая вопросы транспортировки нефти из Каспийского региона, Россия нацелена обезопасить свои поставки углеводородов, а также те, которые идут в Европу.

Болгария хочет получить «Турецкий поток»

«Турецкий поток» стал своего рода альтернативой другому масштабному проекту — «Южному потоку». Четыре года назад он был заблокирован Болгарией под давлением Евросоюза. Правда, от проблем на начальном этапе оказался не застрахован и «Турецкий поток». После инцидента со сбитым турками российским бомбардировщиком осенью 2015 года Москва заморозила экономическое сотрудничество с Анкарой, включая и этот энергетический проект.

На фоне нормализации отношений стороны вернулись к нему вновь, и в мае текущего года «Газпром» объявил о конце строительства первой ветки «Турецкого потока», по которой российский газ будет поставляться на турецкий рынок.

Вторая ветка, предназначенная для газоснабжения стран Южной и Юго-Восточной Европы, изначально должна была идти до Греции, о чём говорится в межправительственном соглашении между Россией и Турцией.

В мае текущего года премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что страна располагает всей необходимой инфраструктурой для реализации «Турецкого потока», поэтому необходимости в финансировании дополнительных сооружений нет. Помимо этого, в связи с проектом «Южный поток» уже была проведена экспроприация всей недвижимости, расположенной в зоне строительства. Таким образом, София демонстрирует свое желание и готовность замкнуть вторую ветку газопровода на себя.

Отраслевые эксперты полагают, что России экономически и технически выгодно пустить вторую секцию «Турецкого потока» к Болгарии, а оттуда в Венгрию, Сербию и Австрию — подобный маршрут повторяет уже проработанный в деталях «Южный поток».

Оператор проекта «Газпром» сейчас рассматривает два варианта трассы будущей ветки. Один — через Турцию, Грецию и Италию, — так называемый проект «Посейдон». Второй — через Турцию и Болгарию в сторону австрийского Баумгартена.

Мощность обеих веток «Турецкого потока» составит 15,7 млрд куб. м газа в год, и с учетом объемов потребления каждой из стран на пути до Австрии этот объем будет распределяться полностью. В случае же с отводом второй ветки на Грецию, которая, по данным BP, потребляет 5 млрд куб. м газа ежегодно, а затем на Италию встает вопрос о сбыте излишков, не говоря о необходимости с самого начала прорабатывать и согласовывать маршрут.

Планы Болгарии на получение новых объемов российского газа встревожили Брюссель. Сейчас ведется подготовка технико-экономического обоснования масштабного проекта Балканского газового хаба, в который Еврокомиссия вложила €920 тысяч. Его цель заключается в создании в болгарской Варне центра по торговле «голубым топливом» для стран Европы сразу из нескольких источников, включая газ из Азербайджана и СПГ из Греции.

В Брюсселе опасаются, что, получив вторую ветку «Турецкого потока», Болгария предпочтет не выставлять получаемый по ней российский газ на торги, а будет сразу отправлять его дальше ради получения транзитных пошлин в национальный бюджет.

Рост экспортного потенциала

Обладая крупнейшими месторождениями углеводородов, Россия наращивает экспортный потенциал в этой сфере, создаёт и реализует значимые инфраструктурные проекты, которые обеспечивают экспорт нефти и газа за рубеж. Для этого приходится вкладывать значительные финансовые средства и привлекать большие инвестиции. В ходе строительства новых крупных объектов задействованы масса проектных институтов и в ещё большем количестве строительные компании и промышленные предприятия. В результате это обеспечивает дальнейшее поступательное развитие топливно-энергетического комплекса нашей страны и усиливает позиции России на энергетическом рынке и в мире.