Если покупая ожерелье из старинного жемчуга выясните, что его сделали в Японии, то, вероятно, что каждая из бусин в нем добыта руками ама – женщин, с подросткового возраста занимавшихся полным опасностей промыслом.
Хрупкие и гибкие, они восхищали окружающих особой выносливостью и способностью находиться под многометровой толщей холодной воды от минуты и дольше.
Немного о жизни ама
В переводе с японского «ама» звучит вполне поэтично: «женщина моря». Но в жизни добывательниц «дикого» жемчуга было мало романтики. Даже сегодняшние ама не всегда используют в работе достижения технического прогресса.
Ценные раковины выбирают вручную, успевая за минуту собрать не так уж и много экземпляров. А если учесть, что далеко не в каждом моллюске имеется желанная добыча, то сложно представить, сколько раз охотницам за жемчугом понадобилось нырнуть для сбора материла на одно ожерелье.
Самый ценный жемчуг добывают в водах Персидского залива и Красного моря. Раньше расположенные поблизости деревеньки жили только за счет своих ама. Чем больше в поселение было хороших ныряльщиц, тем лучше могли кормиться их родственники и соседи. С чем же выходили ама на промысел раньше?
Вот, что каждая из них брала с собой:
- Бамбуковый брусочек с нашейной тесемкой, расщепленный на две части, но не до конца. Это своеобразная прищепка, которой женщина зажимала себе нос перед погружением.
- Кожаные перчатки, для защиты рук от острых краев раковин моллюсков.
- Символическая корзинка из куска рыболовецкой сети, с оплеткой по краю из проволоки.
- Набедренную повязку-фундоси и отрезок ткани или ленту для закрепления волос. Но эти элементы одежды не были обязательными – если судить по японским гравюрам 200 летней давности.
- Крепкая веревка с привязанным булыжником до 15 кг, удерживавшим ныряльщицу под водой. Для всплытия с таким грузом требовалась помощь, поэтому без напарника «на охоте» никак.
Почему сегодня ама становятся редкостью
С этим нехитрым скарбом девушки делали до 30 погружений за смену, чтобы набрать побольше ракушек-жемчужниц. Если не везло и на пути попадался подводный хищник в виде акулы, змеи или большой рыбы – приходилось туго. Спасти жизнь могла только собственная ловкость, скорость, смекалка и реакция.
Если учитывать, что и сегодня во время работы ама не пьют и не перекусывают, то к концу смены сил уже маловато даже чтобы поднять песок со дна и скрыться от хищника в этом «тумане». Стресс и перегрузки быстро изнашивали организм и уже к 30-40 годам «русалки» больше напоминали не нимф, а старух, поскольку страдали от сильного тремора рук, слезотечения и утраты слуха.
Сегодня ама встречаются все больше из рядов старой гвардии. Самой старшей из еще выходящих в море - 85 лет. Используя гидрокостюм и ласты опытные ныряльщицы могут совершать до 100 погружений в смену, зарабатывая до 150 долларов на мелководье. Где погружаться нужно ниже 20 метров – желающих меньше, а заработок больше.
Промышленная добыча жемчуга серьезно изменила формат добычи этого сырья. Но встретиться с настоящими ама, работающими по старинному методу, можно и сегодня, посетив городок Тоба на острове Микимото Перл.