Сегодня пойдет речь о двух материалах, что следуют за человеком с самой зари времен, когда по земле еще бродили мамонты, а в первобытном человеке едва угадывались черты современного. Более того, сами эти материалы неразрывно связаны между собой, хотя история их применения разнится как день и ночь. Мы поговорим о коже, да о костях.
Для нас не секрет, что условия жизни древнего человека были достаточно суровы, и основой залога его выживания, вне всякого сомнения, была охота. Мясо использовалось в пищу, шкуры – для одежды и жилищ, а кости – как строительный материал для подпорных стенок, мелкого скарба и растопки.
Времена шли, и человек развивался. Он научился строить дома из глины и камней, начал активно обрабатывать дерево, металлы, открыл для себя земледелие и животноводство. Но от одежды из шкур так и не отказался. Конечно, теперь это были обработанные, выдубленные кожаные изделия, о которых и думать не могли его далекие предки. Оно и верно, зачем от такого отказываться? Где мясо, там и шкуры… И кости. А что же с ними?
С костями же история обошлась несколько иначе. Их практическое применение кануло в лету довольно быстро (до поры, до времени). Как строительный материал, кость вытеснили глина, камень и дерево. Какое-то время из толстых костей делали устрашающего вида доспехи, но и они пробыли в ходу недолго. И кость осталась лишь как материал предметов культа.
Из костей делали украшения и церемониальное оружие. Древние верили, что дух животного не покидает кости, и потому носили амулеты из кости хищных животных и даже некоторых птиц. Носящий такой амулет считал, что животное передаст ему часть своей и ловкости, наделит его животными чертами и принесет удачу.
Дома шаманов и ведунов так же украшались костями. Более того, именно «говорящие с богами и духами» от имени племени имели право работать с костью или наделить таким правом ремесленника. Однако с развитием культуры и мировых религий, вытеснивших язычество, эти традиции практически исчезли.
Во времена великих древних империй Рима, Египта и Византии, кость уже не играла такой высокой роли, и использовалась только в качестве украшений. Наибольшую ценность начала играть редкая и дорогая кость – китовая и слоновая.
В то же время, кожа все еще не потеряла своих позиций даже с прогрессом в сферах металлообработки и текстиля. Металлические доспехи подбивались выделанной кожей, обувь так же изготавливалась только из кожи, а ремни и лебедки из тонких полос были крепче и эластичней, чем их аналоги из растительных волокон. Кроме того, в ходу все еще были и кожаные доспехи, как более доступные в изготовлении и применении. Лорика Сегментата (lorica segmentata) – прославленные железные панцири легионеров Римской Империи, были доступны лишь малой части регулярной армии, не говоря уже о том, что появились они в поздний период господства Империи. В основном ходу у армии великой античной державы были Лорика Хамата (lorica hamata) – кольчужный доспех на кожаной основе, и Лорика Линтеа (lorica lintea) – многослойные кирасы из вываренной кожи. Пусть кожаный доспех уже не обладал достаточной защитой для войн того времени, однако им снаряжали легковооружённые части войск – гастатов и велитов.
В XIV-XVIII веках пороховой дым начал густым ковром укрывать поля сражений. Огнестрельное оружие того века было до крайности несовершенно, но простота в обращении и невиданная разрушительная сила обеспечили ему главную роль в дальнейшем развитии военного дела. Там, где за несколько лет после долгих дней обучения и тренировок выставлялись лишь несколько десятков воинов, теперь в считаные месяцы вставали сотни. От пуль не спасали ни щиты, ни доспехи, а ядра пушек дробили и камень стен, и деревянные корпуса кораблей. Металлургия ликовала, тяжелые стальные доспехи заменялись легкими панцирями, а, впоследствии, и вовсе исчезли. Ближний бой перестал быть в приоритете. И вновь на сцену вышли кожаные доспехи.
Точнее, доспехами их назвать уже было достаточно сложно – перчатки, предназначенные для защиты от пороховых ожогов, сапоги – знамо весть для чего, да жакет с парой штанов. Пехотные части еще оснащались стальными доспехами, а вот кавалерия в основном снаряжалась легко. Всем известные королевские мушкетеры командования д’Артаньяна были обязаны носить лишь отличительные плащи голубого цвета с королевской лилией, в то время как одежда под ними менялась в зависимости от веяний моды. Таким образом, кожа оказалась лишь полезным, но не жизненно необходимым материалом для одежды. Впрочем – сапоги то с чего другого и не пошить.
Примерно на этот же период пришла и экспансия европейцев на юг. Все мы знаем, чем это сопровождалось – порабощение чернокожего населения под видом миссионерской деятельности, огромнейшая колониальная компания, погоня за большими и большими кусками природных богатств. И охота за слоновой костью.
Слоновий бивень очень ценился за свою восхитительную плотность и вязкость. Он почти никогда не желтел и не терял природных прочностных свойств, его стоимость приравнивалась к золоту. Слоновая кость стала основным материалом для многих произведений искусства, а так же использовалась для украшения священных книг, предметов декора, оружия и ювелирных изделий. Тонкие пластинки даже использовались основой для создания портретных миниатюр. Спрос на слоновую кость был настолько высок, что держался вплоть до XX века. Огромные объёмы незаконной добычи привели к тому, что в 1989 году ООН ввели мораторий на торговлю этим восхитительным материалом.
В современном мире использование и кожи, и кости несколько изменилось. Кость крайне редко используется в искусстве и ремесле. Однако некоторые виды кораллов используются в промышленность для добычи извести, а в пищевой промышленности, кроме мяса, перерабатываются так же и кости домашнего скота. В то же время из кожи до сих пор изготавливают одежду, обувь и аксессуары. Впрочем, натуральная кожа в атрибутах одежды и стиля – скорее шик, текстильная промышленность и всевозможные кожзаменители давно завоевали рынок.