Если бы в SMM все было понятно и очевидно, то для работы не требовались отдельные специалисты. А так — чем дальше в теорию, тем больше понимаешь, что все не так просто.
Скажу даже больше — нередко SMM-специалисты разнятся во мнениях по одному и тому же поводу, поэтому учтите, пожалуйста, что в этом тексте я выразила только свое. Кстати, я выбрала вопросы, которые чаще всего задают мои клиенты, коллеги и новички, которые только начинают работать в SMM. Итак, давайте разбираться. Перед вами 10 подозрительно легких вопросов по SMM:
Что делают SMMщики?
Если совсем по-простому, весь SMM делится на три части: контент, трафик и обратная связь. Грубо говоря, SMM-специалисты делают так, чтобы в группы в соцсетях вступали новые подписчики, чтобы у страниц был качественный дизайн, а в постах — хороший текст и фотографии.
Кроме того, SMMщики отвечают на комментарии, отрабатывают негатив, собирают и публикуют отзывы. SMMщики могут заниматься чем-то одним или всем сразу, работать на стороне заказчика или на стороне агентства.
Я специально начала с конкретных примеров, а теперь перейдем от частного к общему: основной смысл SMM, конечно, в маркетинге. Социальные сети — просто площадка, которая для него используется. Чем больше людей общается в социальных сетях, тем популярнее становится SMM.
Сколько стоит набрать 10 000 подписчиков?
На этот вопрос четко и сразу можно ответить только в одном случае — если вы хотите купить ботов. Боты — это плохо. Подумайте, нужны ли вам в подписчиках «собачки», которые в лучшем случае повиснут мертвым грузом, а в худшем приведут к блокировке вашей группы.
Для того чтобы набрать реальных людей, надо понять, кто ваша целевая аудитория, чем она занимается, какими вещами интересуется, в каких соцсетях общается… И только потом выбирать стратегию продвижения.
Стоимость подписчика может быть разной: на это влияет и специфика бизнеса, и квалификация SMM-специалиста, и сезонность, и политика сети, и еще очень много факторов. Поэтому таргетологи, например, берут деньги сначала за тестовый период — чтобы проверить свои гипотезы относительно привлечения подписчиков, выбрать самый эффективный вариант, сообщить вам примерную стоимость подписчика (если цель в этом), а уже потом продолжить работу на постоянной основе.
Как набрать живых подписчиков?
Мы ведь про белые методы, да? Использовать таргетированную рекламу. Рекламировать группу в офлайне. Сделать кнопки соцсетей на сайте, чтобы люди могли по ним переходить. Рассылать приглашения в группу знакомым, а не всем подряд. Публиковать рекламные посты в крупных сообществах. Покупать рекламу у блогеров. Делать конкурсы. Размещать качественный и интересный контент, которым захотят поделиться.
Серые методы тоже есть, но они несут риск блокировки аккаунта. А черные методы и вовсе хорошо отслеживаются самими соцсетями — блокировки за них прилетают практически мгновенно.
Должна ли компания присутствовать во всех соцсетях сразу?
Зависит от компании, ее размера и целей. Считается, что компания должна присутствовать в тех сетях, где есть ее целевая аудитория — а это могут быть далеко не все соцсети.
Имеет значение размер компании и ее финансовые возможности: например, Лукойл или Макдоналдс легко может позволить себе создавать уникальные посты для всех соцсетей сразу, а для небольшого производства корпусной мебели под Смоленском это может быть накладно и бессмысленно.
В соцсетях недостаточно просто присутствовать, кроме того, нельзя просто дублировать посты из одной соцсети в другую. Везде есть свои особенности, и пользователи легко уличат вас в том, что вы не заходите на страницы, а просто переносите посты туда-сюда. Если вы только на старте, начните с одной группы в той сети, где присутствует значительная часть вашей целевой аудитории. Попробуйте вести ее некоторое время, а дальше решите, нужны ли вам страницы в других социальных сетях.
Мои посты в группе видят все подписчики?
Скорее всего, нет. Впрочем, это зависит от того, о какой сети мы говорим. Например, в Телеграме ваш пост автоматически приходит всем подписчикам, но это не гарантирует прочтения: читатель давным-давно мог выключить оповещения для вашего канала и не обращать внимания на новые публикации. В Фейсбуке, Инстаграме и Вконтакте действуют свои алгоритмы — в зависимости от них, посты в вашей группе видит только часть людей, подписанных на вашу группу или страницу.
Да, вот так все грустно. Это сделано для того, чтобы люди продвигали важные посты с помощью таргетированной рекламы. На ваш охват (количество людей, которые видят пост) значительно влияет активность в группе — лайки, репосты, комментарии. Если вы хотите поднять охват, стимулируйте активность в группе.
Сколько денег я заработаю благодаря соцсетям?
Как и со всем маркетингом, с SMM невозможно работать с установкой «Я положу рубль, а вы должны вернуть три». На стадии тестирования вы вкладываете деньги (или пробуете самостоятельно) и смотрите, какие из ваших усилий приносят результат. Никто не может гарантировать, что все сразу получится.
Главное — помнить, что SMM крайне редко используется как инструмент прямых продаж. В социальных сетях практически невозможно продавать в лоб, нужно налаживать отношения с потенциальными покупателями, завоевывать их доверие, а продав один раз — выстраивать отношения с клиентами, чтобы они превратились в постоянных покупателей.
Через время, когда вы получите какие-то результаты, вы сможете четко понять, какую сумму вы тратите в месяц на SMM, что в нее входит, что вы получаете в результате деятельности SMM-специалиста. За этой статистикой не только можно, но и нужно следить, чтобы понимать, повышается ли эффективность вашей работы со временем.
Как выложить в Инстаграм фотографию с компьютера?
C сайта instagram.com — никак. Политика у этой сети строгая: пользователи могут размещать посты только через мобильное приложение. С компьютера можно всего лишь просматривать ленту новостей.
Есть и обход этого запрета: публиковать фотографии с компьютера можно через SMMplanner. Для этого нужно подключить свой аккаунт к сервису, запланировать пост и — вуаля! — он появится на вашей странице точно в срок.
В какой вуз пойти, чтобы стать SMMщиком?
Вряд ли у вас получится это в ближайшие лет пять. SMM — сравнительно новая сфера деятельности, в ВУЗах на SMMщиков не учат. Наиболее близкие специализации — медиакоммуникации, интернет-маркетинг, электронные СМИ и новые медиа.
Для того чтобы стать SMMщиком, есть три пути:
Первый. Заняться самообразованием, читать книги, листать кейсы и пробовать, пробовать, пробовать.
Второй. Записаться на курсы, делать задания под руководством специалистов и получать знания. Главное — не промахнуться с курсом, потому что рынок переполнен ненадежными и некачественными SMM-уроками и учителями.
Третий. Пойти на стажировку в качестве SMM-специалиста в агентство или в компанию. За время стажировки вы на собственной практике поймете, что это такое.
Хочу быть SMMщиком, но у меня просят кейсы — что это такое?
Заказчики хотят наглядно увидеть результат вашей работы, а также посмотреть ход ваших мыслей, чтобы понять, стоит вас нанимать или нет. Фрилансеры оформляют кейсы в социальных сетях (чаще всего), а агентства — на сайтах.
Качественно выполненный кейс должен быть конкретным, наглядным, содержать цифры и отзывы клиентов. Кстати, хорошим тоном считается сначала спросить разрешения у заказчика на публикацию кейса (особенно если вы подписались под неразглашением коммерческой тайны). Но многие компании спокойно дают добро на публикацию кейсов.
Начинающим специалистам найти работу без единого кейса сложно: поэтому можно попробовать сделать его на основе вашего опыта для друзей, знакомых или взяться за проект по минимальной цене исключительно ради кейса.
Как найти своего первого клиента?
У многих крупных SMM-сообществ во Вконтакте есть обсуждения с вакансиями для специалистов. На фрилансерских сайтах (например, YouDo) выкладывается много заданий для SMM-специалистов.
Можно пойти и другим путём — найти группу, которую вам захочется вести или продвигать, и предложить свою кандидатуру владельцу этой группы. Получив необходимый опыт, вы сможете развиваться и двигаться дальше.
Подытожим
Вполне вероятно, что пока вы читали этот текст, вы сами задумывались о том, как ответили бы на эти вопросы. Самое интересное — то, что в SMM нет непреложных истин, прописанных в учебниках: всему учишься на практике и схватываешь знания на лету.
Похоже, что теми самыми преподавателями, которые когда-нибудь будут читать лекции о премудростях SMM будем… мы сами. Потому что профессия SMM-специалиста появилась и развивается на наших глазах.