Многие из вас наверняка видели в ленте видео, где дальневосточные рыбаки показывают, как поступают с излишками улова местные рыболовецкие компании. Рекордно-высокая путина лосося, горбуши, кеты (такие объемы были 110 лет назад) в сезоне -2018 не позволяет рыбозаводам удерживать рыночные цены на привычном для них уровне. Только в августе на Дальнем Востоке было добыто почти 500 тыс. тонн красной рыбы. Это официальные данные Минсельхоза РФ. Превышен показатель и прошлого весьма урожайного года – на 190 тыс. тонн. Главный куш сорвали камчатские компании. Однако, для того, чтобы держать рынок в нынешнем удобном для них положении, они не хотят демонстрировать колоссальные объёмы улова. В июле (начало путины) за килограмм горбуши на Камчатке просили 175 рублей, кеты – 205 рублей. Сейчас в разгар путины цены на красную рыбу упали более, на 10%, в прогнозе – дальнейшее снижение. Производственные мощности на Камчатке весьма скромные. Об этом говорят все компании, которые закупают в этом регионе рыбу. Камчатские заводы не справляются с полученными объемами, и, соответственно, рыба попадает к нам на стол уже «второй свежести», которой, как известно не может быть в природе. Тушки годятся только для жарки. Солить их из-за рыхлости уже нельзя. Оптовые покупатели всё больше отдают предпочтение рыбе, выловленной на Сахалине. Почему-то именно там горбуша считается лучше, и продается всего за 135 руб/кг против камчатской по 175 руб/кг.
Ну а пока промышленники выбрасывают рыбу на берегу, демонстрируя своё неуважение, прежде всего к народу, уголовную ответственность за незаконную ловлю ценных пород рыбы для жителей Дальнего востока никто не отменял. Незаконным для них является лов без покупки лицензии, да и то, рыбачить можно только в специально отведённых местах, да на особые снасти. Главный посыл: не навреди природе, и не оттяпай слишком много рыбы у государства.
И вот перед глазами огромные горы гниющего на берегу лосося с икрой – не нужного рыбопромышленникам, и запретного для простого русского мужика, который должен кормить свою семью. На лицо циничные двойные стандарты. Что позволено Зевсу – не позволено быку. Островитяне должны платить немалые деньги за «спортивную рыбалку», а промышленники уничтожают ценный продукт без зазрения совести.
Сейчас на Сахалине снова начали раскачивать старую тему по возврату региональной программы «Три хвоста». Она появилась в 2015 году. Островитяне получали бесплатные путёвки на ловлю рыбы – в день каждый житель Сахалина мог на законных основаниях вылавливать три тушки красной рыбы, нести их домой и кормить семью. Популярность и необходимость этой программы подтверждалась тем, что только в первый месяц сахалинцы оформили 15 тыс. таких путёвок. При этом любительский лов затронул не более 5% от общего объема выловленной рыбы и львиную долю лососевых, по-прежнему,осваивали рыбопромышленные предприятия. Однако наше государство решило, что Сахалин живёт слишком хорошо, и программу, которая существовала всего год, ликвидировало. В 2017 году власти Сахалина снова пошли на поклон в Москву и просили вернуть «Три хвоста» в регион. В поддержку возвращения программы высказывался и Юрий Трутнев (в то время Министр по развитию Дальнего Востока). Однако, воз и ныне там. Федеральное агентство по рыболовству, несмотря на рекордные объёма улова, не может сказать губернатору Сахалина Кожемяко ни «да, ни «нет». Сейчас преференции по ловле рыбы на Сахалине имеют только малочисленные коренные народы.
Ну и немного наглядных расчётов: стоимость вылова одного хвоста горбуши на Сахалине колеблется от 20 рублей в Макарове, 30-35 рублей в Южно-Курильске и Охе, до 50 рублей в Стародубском. Как говорится, считайте сами – что для народа, а что для людей.
Если уж грести одной гребёнкой весь Дальний Восток, то следует вспомнить и другие его регионы, где «рыбный» вопрос тоже стоит ребром. Вот, к примеру, Амурская область. Когда я был в Благовещенске мой новый приятель – таксист Гена Глазунов рассказывал про то, насколько возмущены местные жители поведением «понаехавших» промышленников. Из реки Амурки в том году выловили одним махом всю кету, и жители, которые имели свободный доступ к ловле, попросту остались у разбитого корыта. Если в день они добывали для себя 3-5 тушек рыбы, то после зачистки (Гена грешит на москвичей), такие объемы на семью были только раз в месяц. Аналогичные вопросы возникают и у жителей Камчатки . И почему губернаторы Дальнего востока смотрят на этот беспредел сквозь пальцы мне, конечно, не понятно. Разработка программ подобных сахалинской «Три хвоста» для всех приморский регионов однозначно позволит власти заработать честный «плюс» в карму и снизит высокую общественную напряженность.