Найти тему
SLED

От «Суммы» до тюрьмы или арест миллиардеров Магомедовых

Появились новости по делу братьев Магомедовых, совладельцев группы «Сумма», и бывшего директора компании «Интекс». На днях суд продлил срок задержания до 05 ноября. Для тех, кто не знает о каких братьях идет речь или тех, кто упустил из виду развитие событий, предлагаем восстановить всю хронологию произошедшего и разобраться о ком идет речь и почему их арестовали.

Все началось с того, что в марте появилась информация о допросе ключевой фигуры «Суммы» Зиявудина Магомедова. Мотив на тот момент был неизвестен. Были подозрения, что причиной стала не уплата налогов на 9 млрд рублей.

Год назад, благодаря состоянию в 1,4 млрд. долларов, он занял 63-е место в журнале Forbes.

Участники «Сумма» обладали половиной Новороссийского морского торгового порта.

СМИ осведомили о прошедших розыскных работах сотрудниками департамента, изъятии отчетной документации и электронных носителей.

Оказалось, допрос проводился в рамках расследования дела о хищениях 752 млн. рублей при строительстве стадиона «Арена Балтика», в котором принимала участие дочерняя структура «Суммы» компания «ГлобалЭлектроСервис». Дело о преступном присвоении денежных средств расследуется более 3 лет.

Помимо Зиявудина задержали его брата Магомеда и генерального директора независимой группы Лейлу Маммедзаде. Незадолго до этого сотрудники ГУЭБиПК МВД провели розыскные работы дома у главного фигуранта и в коммерческих структурах, к которым он был причастен. Задержали входящую в «Сумму» главу компании «Интэкс» Артура Максидова.

Расследование нарушений в компаниях «Суммы» началось в 2014 году.

Тверской районный суд города Москвы принял на рассмотрение вопрос об аресте братьев. Троих участников заподозрили в статьях о мошенничестве и организации преступного сообщества. Максидова заподозрили в незаконном присвоении более 600 млн. рублей, он отправился под арест. Главным фигурантом остается Зиявудин с подозрением в руководстве семью уголовными делами.

Не смотря на то, что сторона обвинения попросила суд взять миллиардера под арест, его защита выступила с предложением внести залог в сумму, равную предполагаемому ущербу, 2,5 млрд. рублей. Виновность Магомедов отрицает. В ходе заседания выяснилось о найденных у Зиявудина незарегистрированных пистолетах. Суд заключил под стражу на 2 месяца по обвинению в присвоении бюджета в размере 2,5 млрд. рублей.

В деле совладельцев три эпизода связаны с Федеральной сетевой компанией. «Глобалэлектросервису» вменяется обращение в свою пользу примерно 650 млн. рублей. Два эпизода (на 1,15 млрд. рублей) относятся к строительству стадиона «Арена Балтика». Шестой - (на 668 млн.) к строительству «Зенит-Арены». Седьмой на вывод активов из «Объединенной зерновой компании», где примерно 50% акций принадлежит группе. Убыток оценен в 613 млн. рублей.

В апреле сотрудники ФСБ входе розыскных работ произвели выемку документов в принадлежавшей группе Якутской топливно-энергетической компании. Через ООО «Инвестор» он имеет более 80% акций.

Позже на обзор вынесли информацию о полугодовой «прослушке» оперативниками ФСБ телефонных переговоров и чтении переписок. До начала следствия Зиявудин готовится к переезду в Майами.

28 мая суд вынес решение продлить срок задержания Магомедовых и Максидова до 5 августа. Главной причиной стал факт возможного противодействия следствию или побег. Несмотря на то, что за братьев заступилось множество известных лиц, прокуратура поддержала решение о продлении срока.

26 июля в СМИ начались активные обсуждения происшествия в журнале российской версии Forbes. Редакция сделала заявление, что из печатной версии «исчезла» статья о Зиявудине Магомедове и его брате Магомеде «Дела семейные». Без ведома редакции там оказался иной материал. Однако статью все же смогли опубликовать на сайте. Forbes уже донесли сведение о нарушении закона о СМИ в прокуратуру. Причастных к подмене пока что не обнаружено.

До этого случая, им не раз приходилось уличать учредителя журнала Александра Федотова во вмешательстве в редакционную политику издания. Он пока не прокомментировал ситуацию.

Спустя некоторое время после инцидента, редакция обвинила Федотова через Telegram в «препятствовании журналистской деятельности». В записи сообщается, что главным редактором должен быть Николай Мазурин. По словам коллег, он не только пользуется доверием среди журналистов, но и принципиален в связи с попытками цензуры.

Запись удалили, однако успела получить широкую огласку среди пользователей.

Отреагировавшая на происшествие группа «Сумма» выразила свое недоумение. Она надеется, что сложившаяся ситуация не отразится на репутации издания, а виновники понесут наказание.

01 августа Тверской районный суд города Москвы принял решение о продлении задержания Магомедовым и Максидову до 05 ноября.

Адвокаты подзащитных просили изменить меру пресечения, чтобы избежать дальнейшего пребывания в СИЗО, однако следователь Николай Будило не поддержал просьбу, аргументировав это необходимостью проведения в дальнейшем процессуальных действий.

Стало известно о новых фигурах в деле совладельцев – о бывшем и нынешнем директоре «Глобалэлектросервиса». Эльдар Нагаплов и Вячеслав Кочетов сейчас находятся в ОАЭ, их уже объявили в международный розыск.

В то время РБК сообщил об ответе РСПП на обвинения в фиктивном трудоустройстве сына главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина.

По их данным, вице-президент РСПП Сергей Мытенков категорически не согласен с обвинением Магомедова о мнимом трудоустройстве Дмитрия Шохина в компанию Зиявудина. Он заявил, что Дмитрий работал в компании FESCO до того, как ее приобрели братья, и смена собственника не оказала влияния на его позицию. 

На вопрос мнимого трудоустройства он ответил, что Шохин работал в компании «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова, одним из активов которой была компания FESCO, выкупленная Магомедовыми. Также он подчеркнул, что у Дмитрия получено престижное высшее образование юридического факультета МГУ, более того, он проходил стажировку в США и постепенно поднимался по карьерной лестнице в компании «Промышленные инвесторы».

Ранее Магомедов заявил, что в материале дела написано, что Шохин-младший номинально числится в компании. Однако когда он купил FESCO в 2011 году, на тот момент у него имелся примерно шестилетний стаж в компании. Он подчеркнул, что считает смешной версию о том, что якобы выполняет какие-то лоббистские устремления через Шохина, так как он сам состоит в РСПП.

Позже Мытенков подтвердил вышесказанные слова, «Сумма» действительно входит в РСПП, кроме того, в члены правления входят еще 170 компаний. Правление РСПП избирается съездом, на это решение не мог повлиять Александр Шохин.

13 августа Московский городской суд признал арест квартиры площадью более 103 кв.м. в Климентовском переулке в Москвы и иномарки Mercedes S600 L Магомеда законным. Кроме того, суд принял решение отказать Магомедову в жалобе на снятие ареста банковских счетов, так как, по мнению следствия, они финансировали преступную деятельность сообщества.

Более того, адвокат подсудимого Игорь Фельдман заявил, что доводы следствия о приобретении недвижимости с помощью преступных путей, опровергаются материалами расследования.

Однако это не первый арест имущества в семье братьев. Ранее в СМИ сообщалось об аресте имущества бывшей супруги Зиявудина Ольги Магомедовой. По данным, развод произошел еще в январе, до ареста Магомедовых. Однако это стало известно лишь после рассмотрения в Московском городском суде апелляционной жалобы, в которой она требовала признать решение Тверского районного суда города Москвы об аресте ее квартиры незаконным. В конечном итоге суд принял решение отклонить жалобу.

Опять же, по мнению представителя следственной группы, квартира получена в результате преступной деятельности супруга. По его предположениям, женщина не обладала средствами на самостоятельное приобретение имущества и развод был произведен с целью скрыть квартиру.

Адвокат, представляющий интересы женщины заявил о нарушениях принципов презумпции невиновности Тверским районным судом города Москвы и попросил признать его решение незаконным.

Тем временем сын супругов Даниял живет в Лондоне, не отказывая себе в дорогих покупках, например, таких как Ferrari, Mercedes и BMW. Семья утверждает, что в глубоком юношестве на пару с отцом шахматной чемпионки Александры Костенюк, он изобрел секретный «пульт для игры в шахматы».