Найти тему

Почему ЭТО в списке школьной литературы?

Оглавление

Детство – это друзья со двора, мелкие (и не очень) проделки, за которые часто прилетает по мягкому месту. Маленькие радости в виде новомодных штанов и большие печали, когда не можешь достойно ответить своим врагам.

Сегодня я продолжаю тему Владислава Крапивина и нашего списка литературы за 6 класс – рассказ «Брат, которому семь». Почему этот рассказ вообще включили в список школьной литературы? И самый главный вопрос – почему текст так неприятно похож на другое произведение автора?

Кратко о сюжете

В книге рассказывается о жизни мальчика Альки – первоклассника. О внезапно найденном друге Лапе, о надоедливой и строгой старшей сестре Марине. О пронзительной надежде обрести старшего брата.

О герое

Я уже писал в рецензии «Валькины друзья и паруса» о том, что Крапивин – любимый с детства автор. Но увы, этот анализ не будет таким радужным и светлым. Владислав Петрович, что ж вы делаете со своими преданными читателями?

Предупреждение: много цитат и возмущений :)

В литературе есть понятие «крапивинские мальчишки» - это дети с довольно четкими представлениями о чести, дружбе и справедливости. В идеале – мальчишки, с которыми очень хотелось бы познакомиться в реале.

А теперь – та-ра-рааам. Перед нами Алька.

С одной стороны – безобидный тихоня-мечтатель, совсем еще малыш:

Цитата: «– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. – Можно, дяденька? Тут везде места много. – Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор»

Который очень хочет найти родственную душу.

Цитата: «К середине дня Алька уже несколько раз обегал весь лагерь, но мальчишку с именем Васька не нашёл. После мёртвого часа Алька ходил совсем скучный. Ни с кем не говорил и ни в какие игры не лез»

Заинтересованному читателю постепенно открываются и другие «радужные стороны» мальчика. Например, дитятя самостоятельно покупает себе штаны, позанимав у других ребят деньги. Не то чтобы это преступно, но штаны не доживают даже сутки:

Цитата: «Он вместе с велосипедом поднял Альку и вынул его из штанов. Иначе штаны никак нельзя было освободить. Когда провернули шестерню, на штанине увидели ровную цепочку дырок. Будто брюки прострочили на громадной швейной машине без ниток. А вокруг каждой дырки был чёрный след от жирной смазки»
Цитата: «Они затушили костёр и пошли в лагерь. После нескольких шагов коричневое утюжное пятно вывалилось целиком из штанины. Сквозь громадную дыру Алька увидел свою исцарапанную ногу»
-2

На этом моменте моя душа возмутилась. Неужели пацан, который умеет ездить на велосипеде, не знал, что в длинных штанах нельзя кататься?! Дальше идет несколько нецензурных словечек. Ладно, думаю, почитаем дальше.

Но дальше автор только убеждает нас в том, что понятие денег и «портить чужую вещь нехорошо» родители ребенку не привили.

Цитата: «Он долго вытаскивал, и я все ждал, что он вымажет свою белую рубашку. Но он не вымазал, он очень аккуратный.
– Витька, – говорю я Капустину, – ты вон в того длинного, в очках, мячом попал бы отсюда?»

В детстве мне бы мамка голову открутила, если бы я замарал праздничную белую рубашку. А я бы открутил ее тому, кто это сделал. Но нашему герою и море по колено.

Напросившись с сестрой сходить из лагеря до другого населенного пункта, он отважно лезет в болото, где самозабвенно рассматривает местную флору и фауну. Господи, чужие дела, заботы, время – это же такая ерунда! Пусть кричит сестра, надрывает горло, мне-то что за горе? У меня тут головастики и пиявки.

Дальше – еще веселее. Карма разворачивается и летит в Альку бумерангом. Теперь уже отбирают без спроса его собственность – плюшевого зайца – и играют им в футбол. Смельчак-первоклассник не решается что-то предпринять по этому поводу.

Цитата: «И Алька предал зайца. Он съёжился, зажмурился и ударил зайца ногой. Потом он открыл глаза и отвернулся, чтобы не видеть, как заяц летит»

Кто у кого спер идею? Или почему «Брат, которому семь» так похож на «Мушкетера и фею»?

Меня жутко цепляет, когда в одной книге я вижу героев или упоминания событий другой книги. Это вынуждает меня читать внимательнее, выискивая еще подобные моменты.

Но эпизод костюмов и «чудовища» слишком сильно напомнил о такой же ситуации с Джонни Воробьевым из «Мушкетера и феи». Чуть ли не один в один!

И Алька проигрывает Джонни по всем фронтам! Костюмом он так и не смог похвастаться и покрасоваться перед ребятами.

Джонни, столкнувшись с чудовищем, разрабатывает один план гениальнее другого. И следы они с ребятами рассматривали, и засаду устраивали. И даже ловили чудо-юдо на живца, записав на диктофон девчачий крик и засунув его в колодец.

Здесь же развязка происходит слишком быстро и как-то скучно. Вместо загадочной истории – старый матрац соседки.

Мечта о старшем брате

Алька мечтает о старшем брате. И было бы логично, если бы под конец он все же его обрел.

1-ый кандидат на старшего брата: Лапа. Отличный товарищ и защитник, старше героя на несколько лет. Но к концу он отходит на второй план и почти не появляется.

2-ой кандидат: двоюродный брат Игорь. Слишком взрослый, чтобы вникать в житье-бытье Альки и его проблемы. В конце вообще отодвигает героя от себя подальше. У него – работа, новая подружка, написание статей и постоянное желание куда-то уехать. Как на такого можно положиться?

Под конец именно он уезжает с Алькой смотреть на огни ТЭЦ. Но выглядит это все неубедительно.

Вместо вывода

Я честно и долго думал о какой-то поучительной мысли, глубокой идее и моральном посыле. Но чему должны учить эти истории? Как портить чужие и свои вещи, списывая это на то, что «я еще маленький и глупый»?

Как легко поддаваться чужому влиянию и нарушать правила? А если бы Лапа был не такой хороший и добрый, что тогда?

Так и не понял, почему именно ЭТОТ рассказ включили в школьный список, хотя есть масса других, более удачных и ярких рассказов Крапивина.

Крапивинские мальчишки – те, с которыми хочется дружить. С Алькой дружить я бы не хотел.

Понравился анализ? Ставь лайк и подписывайся на канал!
Весь список литературы можно найти здесь