Найти тему
Свете Тихий

«Она мне такое сказала, такое! – что у меня нет слов»

Вспомнился и такой момент из моей работы в родительском комитете – это, когда на очередном заседании разбирался моральный облик родителя некого ученика из нашего класса. Как-то мама этого ученика на замечания классного руководителя, по поводу плохого поведения и отставания в учёбе, намекнула на нездоровую обстановку в семье. Эта женщина была инвалидом: что-то случилось во время родов, и её слегка парализовало на одну сторону – она прихрамывала, плохо действовала рука, да и потянуло немного рот.

Классный руководитель решила посодействовать ей, и хорошенько проработать её супруга. Было написано письмо на предприятие, руководство которого, получив сигнал, просто обязало мужчину явиться в школу для разбирательства.

В советское время такая мера воздействия считалась вполне приемлемой. Общество стояло на защите своих моральных устоев. Ныне принято считать такие порядки дикими, нецивилизованными и с порицанием относиться ко всякому насилию над личностью. В этой связи хочется вспомнить две мудрости, одна из них еврейская пословица: «В раю запретов больше, чем в аду», и следующая – изречение моралиста – «Жёсткость законов продиктована человеколюбием». Если мы посмотрим на западные страны и другие развитые, которыми не устаём восхищаться, и зададим себе вопрос, как они смогли добиться высокой культуры обслуживания, соблюдения порядка на улицах и прочего, то увидим, что в основе всех этих достижений всегда лежала жёсткость. К примеру, в современной Японии можете получить до пяти лет лишения свободы, если не будите сортировать свой мусор, а выставите всё в одном мешке.

Но вернёмся в родительский комитет. Собралось нас человек шесть, сидим-гадаем: придёт или не придёт. И вот явился сам виновник – интересный мужчина, лет тридцати восьми. Про себя он мог вполне сказать словами поэта: «Я, когда ещё побреюсь, то сойду за жениха». Он, вероятно, испытывал неловкость, потому на все вопросы отвечал однозначно: «да… нет». Да и мы сами не знали, как себя вести в данном случае, но каждый считал своим долгом высказаться, сделать ему какое-то наставление. Я же, не спешила, а ждала, пока выскажутся все, потому что чувствовала, как зреет во мне понимание чего-то важного.

Я поняла, что этот молодой мужчина просто стесняется жены-инвалида и в глубине души жалеет себя, а потому с неприкрытым раздражением относится к ней и к сыну, из-за которого вынужден сохранять брак. По-видимому, жена, как женщина, перестала его интересовать. Людям легко и осуждать кого-то, и давать дельные советы: со стороны, как говорится, виднее. Но мудрость гласит: «Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу». Я, конечно, не помню сейчас тех слов, что ему тогда сказала, но я помню свои чувства и мысли, которые всколыхнулись во мне.

А начала я с того, что выразила ему своё почтение за то, что он не оставил жену, когда с ней случилось несчастье, и в течение пятнадцати лет продолжает сохранять брак.

– Ну, коль вы не ушли из семьи, значит, нужно создать нормальную атмосферу в ней. Вы же не для того остались, чтобы чувствовать себя постоянно жертвой, а жизнь родных превратить в мучения?!

Если у вас, что вполне допустимо, имеются серьёзные отношения на стороне, то лучше развестись, и остаться другом для бывшей жены и любящим, заботливым отцом для сына. Но нельзя же мстить им за свою нерешительность, воспитывая тем самым в мальчишке неуважение и к матери и женщине, вообще. Вы своё неудовлетворение в браке передаёте ему по наследству. Вы формируете в нём несчастного семьянина.

Если же на стороне у вас ничего серьёзного нет, но вам необходима какая-то отдушина, то ваша личная жизнь никак не должна отражаться на вашей семье. Вы только представьте на мгновенье (ведь мы все ходим под Богом), что с вами случилось вдруг какое-то несчастье, или тяжко заболели. Кто будет рядом? Кто разделит вашу боль, страдания? – конечно же, жена, а не кто-то иной. Семья – ваш тыл, ваша цитадель.

И последнее: сегодня ваш сын подросток, а через десять-пятнадцать лет – взрослый мужчина. Как вы сейчас к нему относитесь, так в будущем он будет относиться к вам. Мудрец сказал: «Старость – это здание, которое мы строим всю жизнь».

Желаю вам счастливой старости, чтобы не познать вам неуважение, неблагодарность, грубость и безразличие со стороны сына. Любите, уважайте его сегодня, чтобы завтра иметь отдачу тепла и любви, когда силы вас начнут покидать. Помните, всё зависит только от вас».

Через некоторое время я повстречалась с его женой на улице. Она сообщила, что с мужем произошли коренные изменения.

– Что вы ему сказали?.. Он вернулся тогда домой таким потрясённым! Никуда не пошёл, вечер сидел в задумчивости, на мой вопрос: «что случилось?» ответил коротко: «Она мне такое сказала, такое! – что у меня нет слов».

Людмила Деева

Я и мой Ангел Хранитель

Подписывайтесь на наш канал

Луганск
Луганск