Найти тему
ЛаприОлька

Почему я никогда не буду требовать от своих детей отличных оценок

Или оценка не равно способности
Или оценка не равно способности

Конечно, когда у меня будут дети, все уже будет по-другому, может образование избавится от оценок и "живых" школ вообще, но я для себя уже решение приняла :)

Все началось с книжного примера, иллюстрирующего сложность выбора интервальной либо порядковой шкалы в исследовании какой-либо способности.

Итак, пример. У нас есть количество заданий, решенных за определенное количество времени. Пусть за урок, за 45 минут. Это измерение в метрической шкале. Но. Если существуют равные разности решенных задач равным разностям выраженности способности, то шкала метрическая (интервальная), в противном случае - шкала порядковая (ранговая).

Переносим на реальность. Решает ребенок контрольную работу по математике. В контрольной обычно все задания разного уровня сложности, значит грубый перевод "решил две задачи - два, решил пять задач - пять" невозможен. Уже на этом моменте я прощаюсь с мыслью об интервальной шкале (Да и вообще, в интервальной шкале ноль задач - это 0, а в школе за ноль задач все равно двойку ставят, нелогично). Тогда выходит, что это по порядковой шкале оценки? Порядковая, или ранговая, шкала это результат ранжирования. То есть оценка - это ранг способности, к которой тебя отнесли по результатам контрольной: пятерка - умненький, двойка - идиот. Звучит тоскливо.

Со временем, когда формируется ряд оценок, деление учеников переходит на уровень шкалы наименований ( номинативной шкалы). Васенька - отличник, Петенька - троечник, Машенька - хорошистка. И ой как сложно сменить в глазах некоторых учителей признак "двоечник" на признак "хорошист", а тем более "отличник".

А действительно ли оценки находятся в прямой зависимости от способностей?
Ведь на нее влияет и самочувствие ребенка, и настроение, и даже ожидания родителей и учителя может влиять. Думаю, гораздо правильнее воспринимать оценки как нечто временное, относящееся только к настоящему моменту.

Сегодня мой ребенок получил три/четыре/пять/два. Без отнесения к какой-либо категории, без ранжирования и выяснения, кто получил оценку хуже или лучше. Просто как факт.

"Ну а если он постоянно двойки получает, то что, я его отличником считать должна?" - скажете вы. Нет, тогда просто надо разобраться в остальных факторах влияющих на оценки.

Пример. Ребенок ваших друзей В. учится только на пятерки, а ваш "балбес" еле до тройки дотягивает. Присмотревшись внимательнее к жизни В. вы можете заметить, что он не выходит гулять, потому что все время сидит над математикой, а ваш "троечник" еще в трех секциях успевает заниматься, и вообще-то соревнования по плаванию на прошлой неделе выиграл. Равно ли распределение сил и времени у В. и вашего ребенка?

Или рассмотрим другой пример, иллюстрирующий значимость уровня первоначальной подготовки.

Ваша дочка - первоклассница. Через месяц вы обнаруживаете, что все в классе уже бойко читают по слогам, а ваша никак буквы не запомнит. Дальнейшее расследование (а было бы хорошо его провести, прежде чем готовить ремень для дочки и нестись с жалобами к учителю) показало, что одноклассники ходили на подготовку к школе, в то время как вы решили, что в школе итак всему научат.

Итак, в первом случае, виновато неравное распределение времени и сил, во втором - неравный уровень подготовки.

Если ребенок более сообразительный, может с ним больше занимались? Если у него одни пятерки, может он днями и вечерами грызет гранит науки?

Кто-то сдастся на первом сложном задании. Кто-то пойдет до конца, стиснув зубы решая задачки. Личность ребенка не менее важна, чем способности. А еще ваша поддержка.

Для себя все факторы, влияющие на оценки, я делю на долгосрочные ( общий багаж знаний, кругозор, упорство, любопытство и т.д.) и мимолетные ( самочувствие, настроение, подготовка к конкретному уроку). И если на мимолетные повлиять иногда трудно, то инвестировать в развитие долгосрочных факторов в ребенке - дело благодарное.

А оценки - не приговор. И не обещание светлого или темного будущего.