По мнению китайцев, китайский технологический ландшафт можно описать следующей картиной: Google и Facebook впереди нас; позади нас стайка небольших компаний, постоянно думающих о том, как нас обогнать, и над нами три большие горы. Эти три китайские горы - Baidu, гигант онлайн-поиска, Alibaba, гигант онлайн-торговли и Tencent, социальный медиа- и игровой титан, все вместе известные под аббревиатурой BAT.
Все меньше перспективных молодых китайских компаний, похоже, смогут избежать поглощения или инвестирования от ненасытных инвестиционных команд BAT. Технологический триумвират уже прямо или косвенно инвестировал в половину из 124 стартапов, считающихся «единорогами» (те, которые стоят $1 млрд или более) - по данным IT Juzi, базы данных стартапов в Пекине. А к тому времени, когда фирмы достигают отметки в 5 миллиардов долларов, уже более 80% приняли инвестиции от BAT. Их охват вызывает все больше тревог среди предпринимателей, хотя лишь немногие открыто признают это.
В этом триумвирате две компании - настоящие колоссы. Даже после снижения цен акций Alibaba и Tencent по-прежнему стоят около полутриллиона долларов. В последние годы обе компании вышли за рамки своего основного бизнеса в такие области, как совместное использование велосипедов, вызов такси и доставка еды, часто сталкиваясь друг с другом. Зрелые и могущественные, они безжалостно блокируют и разбираются не только друг с другом, но и с любой фирмой, которая приняла сторону их врага.
Таким образом, все больше стартапов вовлекается в прокси-войну потребительского интернета, что в свою очередь определяет, как молодые компании создаются и развиваются. Риск заключается в том, что Китай развивает своего рода санкционированную форму предпринимательства, обусловленную стратегиями развития дуополии. Это явно было бы неутешительным поворотом событий для целого ряда новаторов, неведомых Китаю в течение многих лет.
Для американских венчурных фирм данная история вполне может показаться знакомой. Ведь в Америке также давно говорят о своеобразной "зоне смерти" вокруг таких технологических гигантов, как Amazon, Facebook и Google, когда любая компания, сфера деятельности которой соприкасается со стратегией развития этих гигантов, будет поглощена или раздавлена. Но для понимания настоящих масштабов надо взглянуть на Китай. Если инвестиции американских гигантов составляют всего 5% от рынка всех инвестиций, то инвестиции BAT составляют почти половина всех инвестиций в Китае (хотя доля Baidu в сравнении с долей двух других кажутся скудными). Tencent имеет портфель из 600 компаний, приобретенных за последние шесть лет, при этом о многих из них даже не было объявлено. Существует лишь едва заметный налет напыщенности, когда основатель Alibaba Джек Ма говорит о своих надеждах увидеть, что бывшие сотрудники Alibaba возглавляют 200 из 500 крупнейших китайских фирм.
Теперь среди китайских бизнесменов широко распространено убеждение, что чтобы превратиться в единорога, у молодой фирмы нет иного выбора, кроме как присоединиться к одному из двух лагерей. Alibaba и Tencent предлагают больше, чем просто большие чеки. Их платформы стали непреодолимыми. Мессенджер WeChat, принадлежащий Tencent, насчитывает более 1 миллиарда пользователей. Alibaba является домом для более одного миллиона торговцев. 94% мобильных транзакций проходят либо через WeChat Pay, либо через Alipay. Если в Америке венчурные капиталисты уже уклоняются от поддержки стартапов, чьи бизнес-стратегии фокусируются на рынке потребительского интернета, так как там Google и Facebook безраздельно доминируют там, то в Китае это еще не так, и финансирование на начальном этапе остается в изобилии. Многие венчурные капиталисты пытаются выкупить самые яркие стартапы, ожидая щедрого чека при перепродаже позже, когда их будут скупать у них гиганты. И десятки молодых стартапов участвуют в погоне друг с другом, чтобы обеспечить финансирование от Alibaba или Tencent.
"Эта гонка помогает предпринимательству,"- утверждает Ган Цзе, профессор и член правления DJI, компании по производству дронов. Сама компания DJI, несмотря на свою оценку в 15 миллиардов долларов, в свое время не взяла инвестиций ни у Alibaba, ни у Tencent, и противостояла натиску этих гигантов в союзе с некоторыми другими китайскими компаниями-производителями "железа". "Но это также означает, что именно гиганты будут определять, кто победит и кто проиграет," - добавляет она. Когда Tencent вложил 600 миллионов долларов летом прошлого года в Mobike, стартап байкшеринга, то Alibaba вложила 700 миллионов долларов в соперника этого стартапа Ofo. И в мгновение ока десятки меньших конкурентов выбыли из гонки.
Соперничество в дуополии подстегивает амбиции у более молодых фирм. История Ele.me, платформы доставки еды, основанной десять лет назад, в переводе значащей «не голоден?», является иллюстративным. Ожидалось, что компания вырастет в независимую фирму с оценкой в 20 млрд долларов или более. Но в 2015 году произошло событие, которое заставило Alibaba почувствовать себя неуверенно в индустрии доставки еды. Стартап Meituan, поддержанный до этого инвестициями Alibaba, слился со своим главным соперником, Dazhong Dianping, поддержанным Tencent. Вскоре после этого объединенная компания Meituan-Dianping собрали $3.3 млрд в раунде финансирования, возглавляемом Tencent, что дало Tencent больше влияния на компанию.
В ответ в Alibaba решили распродать почти всю свою долю в Meituan. Однако теперь, чтобы конкурировать с объединенной компанией, Alibaba инвестировала в Ele.me и в апреле купила платформу напрямую, в ходе которой оценка Ele.me составила 9,5 млрд долларов, а новым исполнительным директором был назначен вице-президент Alibaba. И это всего лишь часть арсенала Alibaba, одна из 60 инвестиций, сделанных гигантом с 2017 года.
Поскольку амбиции стартапов снижаются, из-за этого страдают инновации. Лишь немногие пытаются создать платформу пользователей, потому что все рассчитывают использовать трафик из WeChat. Стартапы, которые получили благосклонность Tencent или Alibaba, ожидают, что они смогут получить от них горы данных, логистике, платежным шлюзам и технологической поддержке. Более того, зачастую предприниматели склонны предпочитать подписать соглашение об обмене данными с долевым участием, чем без него. При инвестициях от Alibaba и Tencent обычно также выделяется место в совете директоров и права голоса.
Китайское правительство в восторге, что национальные титаны присутствуют в более чем сотне стартапов. Это дает возможность управлять посредством компаний с давними связями с Коммунистической партией сразу многими молодыми фирмами и упрощает контроль всей технологической индустрии: от цензурирования до использования ноу-хау компаний в государственных индустриальных планах.
Китайские гиганты строят целые «огороженные сады» для своих стартапов. Например, WeChat не позволяет пользователям отправлять прямые ссылки на Taobao, главный торговый сайт Alibaba. Приложения, принадлежащие этим компаниям фирмам, специально устроены так, что заплатить при помощи платежной системы соперника практически невозможно. Поэтому стартапы с поддержкой Alibaba или Tencent заранее понимают, что другая часть рынка для них становится "заморожена". Считается за правило, что если ты объединяешься с одним гигантом, то ты теряешь возможность работать с другим.
Поэтому независимые от Alibaba и Tencent стартапы возникают чаще всего там, где гиганты слишком медленно развиваются. Например, Pinduoduo, приложение для покупок со скидками, построили свою пользовательскую платформу таргетируясь на наиболее бедные города Китая. Вскоре Tencent взял долю в компании. А независимые от гигантов приложения для коротких видео Douyin и Huoshan таргетировались на молодежь и отказались от инвестиций от Tencent, поэтому Tencent пришлось создавать конкурентное приложение с нуля.
Быстрорастущие платформы, такие как Youmiao, стартап по аренде элитных женских сумок, полагают, что они могут выбирать из инвестиционных предложений гигантов - Alibaba и Tencent пришли с предложением инвестиций в течение всего нескольких месяцев после запуска Youmiao. Но некоторые фирмы отклоняют инвестиции от дуополии. Представитель QingCloud, амбициозной платформы для облачных вычислений в Пекине, считает, что «если вы хотите стать IBM для рынка облачных вычислений, то вы не можете быть пешкой в технологической стратегии гигантов».
Так как такая атмосфера многим кажется нездоровой, многие предприниматели приветствовали недавний рост новой технологической троицы: TMD, то есть Toutiao (приложение для подбора новостей, принадлежащее Bytedance), Meituan и Didi Chuxing (китайский Убер). Трио входит в число самых быстрорастущих платформ в Китае, все они основаны позднее 2010 года. В прошлом году Meituan создал свой собственный инвестиционный фонд. Несомненно, все действия фонда гиганты дуополии будут тщательно наблюдать. Обе компании были очень насторожены в отношении друг друга, и по сути, все эти годы участвовали в формализованном в Китае состязании. Но теперь гиганты должны быть настороже и по другой причине: имея столь длительно выращиваемые инновации, они теперь рискуют истощить их. И они будут в числе первых, кто от этого пострадает.