Екатерининский сановник, служивший и при Павле и Александре I, Николай Петрович Резанов — благодаря романтической поэме Андрея Вознесенского и написанной по ней знаменитой рок-опере "Юнона и Авось", вроде бы хорошо известен и спустя двести с лишком лет после смерти. Но, как это часто бывает с историческими персонажами, романтическое приключение — одно, а реальный человек, политик и предприниматель — совсем иное.
Портретов его, в том числе парадных, сохранилось немало. И всё же — каков он был? Судя по всему, высоким голубоглазым блондином — служил Резанов в Измайловском полку. Именно таких, по преданию, преимущественно набирали в третий по старшинству русский гвардейский полк.
Неслучайным кажется и то, что в возрасте шестнадцати (!) лет Резанов отвечал за безопасность императрицы Екатерины во время её путешествия в Крым. Отнюдь не слабаком был Резанов и по интеллектуальной части: к четырнадцати (!) годам владел уже пятью иностранными языками. Что, в общем-то, и способствовало его успешной статской карьере: за свой век на государевой службе он успел побывать и начальником канцелярии у весьма высоко стоявшего в Табели о рангах Гаврилы Романовича Державина, и обер-секретарём Правительствующего сената.
Но при всех выслуженных им лычках его жизнь до, условно говоря, тридцатилетнего возраста ничего по большому счёту незаурядного собой не представляла — формуляр, взлёты, падения, перемещения и прочее...
Поворот судьбы
Судьбу Резанова, похоже, круто переломила, как ни странно, опять-таки его внешность. Платон Зубов, последний фаворит стареющей императрицы, без сомнения, безупречным нюхом учуял в статном, пригожем собою Резанове соперника и отправил его в дальнюю командировку — в Иркутск.
Резанов пожелание фаворита исполнил, и не без пользы для себя. Его пятнадцатилетняя избранница Анна была дочерью фигуры в Сибири очень весомой - первооткрывателя Русской Америки Григория Ивановича Шелихова. Кстати, Анна Григорьевна была весьма недурна собой и именно она, судя по сохранившимся документам, была единственной любовью Резанова.
Его Величества корреспондент
Вскоре после смерти Шелихова его вдова, Резанов и его свояк Михаил Булдаков основали Объединённую американскую компанию. Менее чем через два года — и уже благодаря стараниям Резанова — она превращается в под высочайшим Его Императорского Величества покровительством Российско-американскую компанию, а сам Николай Петрович — в её корреспондента, по-нынешнему представителя РАК, в Северной столице.
Казалось бы, чего ещё желать — хорошая должность, молодая жена и сын, просторный дом на углу Пантелеймоновской и Литейного... Но чем стремительнее был взлёт, тем страшнее оказалось падение: через несколько дней после рождения дочери умерла от послеродовой горячки 23-летняя Анна Григорьевна, а на следующий год — их двухлетний сын.
Резанов был убит горе. То, что он вот-вот помешается от горя, почувствовал и новый царь, Александр I, предложивший ему «рассеяться». То есть отбыть в первую русскую кругосветную экспедицию Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
Русский посол в Японии
Резанов должен был доплыть до Японии и стать там первым русским послом. И тут надобно с холодной головой признать: не лучший выбор сделал император! И с должностью посла, и с должностью начальника экспедиции. Дело в том, что Резанов — этого он и сам никогда не скрывал — был необычайно вспыльчив и в пылу гнева мог наговорить такого, от чего любой мало-мальски профессиональный дипломат просто пришёл бы в ужас.
О тонкостях отношений Крузенштерна и Резанова, живших долгие месяцы плавания в одной каюте размером шесть квадратных метров, до сих пор до хрипоты спорят историки, но факт остаётся фактом — к моменту прихода «Надежды» в Нагасаки они общались исключительно записками. Ссора была настолько острой, что по прибытии в Петропавловск Резанов написал жалобу правителю Камчатской области Павлу Ивановичу Кошелеву на взбунтовавшийся экипаж и потребовал казни Крузенштерна. Генерал-губернатору стоило больших трудов помирить их.
Миссия Резанова в Японии, мягко говоря, потерпела неудачу, и дело тут, конечно, не только в характере неудавшегося посла — до открытия для иностранцев Японии оставалось более полувека. Полгода Резанова продержали, что называется, в золотой клетке, хорошо кормили, но в итоге вернули все подарки, предназначавшиеся императору, и отправили восвояси. Несостоявшийся посол ухитрился при прощании ещё и сгоряча наговорить дерзостей японцам.
«Ежедневно куртизуя гишпанскую красавицу...»
Начальство в Петербурге решило использовать оказию и дало Резанову новое поручение: проинспектировать российские поселения на Аляске, заодно доставить туда провизию.
И вот тут-то Резанов явил в полной мере деловую хватку. Похоже, он ощущал и оголодавших русских жителей Аляски почти что своими детьми. «Отцовские» чувства Николая Петровича обернулись для начала покупкой у американского негоцианта целого судна с продовольствием — той самой «Юноны». Но этого не хватило, и Резанов на свой страх и риск отправляет её вместе с новопостроенным судном «Авось» к берегам Калифорнии, тогда — испанской колонии.
Риск был велик. Как впоследствии писал Хвостов, капитан «Юноны»: «Вот человек, которому нельзя не удивляться!.. Все наши доказательства, что судно течёт и вовсе ненадёжно, не в силах были остановить его предприимчивого духа». Опасность политическая состояла в том, что контакты колоний с чужаками в обход Мадрида там, мягко говоря, не приветствовались.
Но для Резанова настал поистине звёздный час. Он сумел обворожить и испанского губернатора Верхней Калифорнии, и пятнадцатилетнюю дочь коменданта крепости Сан-Франциско. Да-да, ту самую Кончиту — полностью её звали донна Мария делла Консепсьон Марселла Аргуэльо. «Она выделяется величественной осанкой, черты лица прекрасны и выразительны, глаза обвораживают. Добавьте сюда изящную фигуру, чудесные природные кудри, чудные зубы и тысячи других прелестей», — писал один из спутников Резанова.
Но не стоит заблуждаться. Всё тот же свидетель констатировал: «Всё-таки надо отдать справедливость обер-камергеру фон Резанову, что при всех своих недостатках он всё же отличается большими административными способностями. И не всё человеческое ему чуждо. Можно было бы подумать, что он уже сразу влюбился в эту молодую испанскую красавицу. Однако осторожнее будет допустить, что он просто возымел на неё какие-то дипломатические виды».А сам камергер и командор вполне откровенно писал своему великому тёзке Румянцеву: «Видя положение моё не улучшающееся, ожидая со дня на день больших неприятностей... решился я на серьёзный тон переменить мои вежливости. Ежедневно куртизуя гишпанскую красавицу, приметил я предприимчивый характер её, честолюбие неограниченное, которое при пятнадцатилетнем возрасте уже только одной ей из всего семейства делало отчизну её неприятною». Вот так!
Вряд ли он любил её — скорее жалел. Но их помолвили — камергер одного из самых пышных дворов Европы представлялся завидной партией, а Резанов своей цели достиг: корабли так набили продовольствием, что они боялись выйти в море — уже из-за перегрузки.
Смерть в Сибири
Резанов отправился в Россию, обещав через год вернуться с разрешением на брак от государя. И, как человек чести и долга, наверняка вернулся бы... Однако исполненное намерение отправиться в путь из Охотска на другой конец империи в канун зимы в те времена выглядело очень большим риском. И воздаяние последовало: и без того не слишком крепкий здоровьем Резанов несколько раз вместе с экипажем проваливался под неустоявшийся лёд сибирских рек, и в конце концов «часы урочные пробили» — 42-летний Резанов скончался от очередного воспаления лёгких в Красноярске. Могила его в 1954 году была уничтожена.
Незадолго до смерти, окончательно деромантизируя грядущий сюжет поэмы и рок-оперы, Резанов написал свояку: «Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора, а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Контенсия (Кончита. — ред.) мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня; я люблю её и плачу о том, что нет ей места в сердце моём...» Возможно ли написать откровеннее? А вот Контенсия — испанка есть испанка! — замуж так и не вышла...
Такова История. Такова любовь к Отечеству. Таков бизнес. Ничего личного...