В июле 1762 года в Санкт-Петербурге было объявлено о смерти императора Петра III. Согласно официальной версии, причиной тому были геморроидальные колики, якобы обострившиеся из-за злоупотребления самодержцем алкоголем.
Правда, к тому времени Петр Федорович был низложен своей женой Екатериной. И еще большие подозрения вызвал тот факт, что незадолго до смерти в загородное имение Петра в Ропше заявились гвардейцы под предводительством фаворита Екатерины Алексея Орлова.
В общем, обстоятельства его смерти до сей поры остаются невыясненными. Но речь не про это. Первому представителю Гольштейн-Готторп-Романовской династии Карлу Петеру Ульриху (настоящее имя Петра III) в российской истории отведена роль этакого полудурка, волею случая оказавшегося во главе империи. Но так ли это на самом деле?
Петр III процарствовал первые полгода в 1762-м. Монарх был непопулярен, прежде всего в силу своего немецкого происхождения. Русские аристократы и дворяне при дворе его предшественницы Елизаветы Петровны относились к нему с плохо скрываемым презрением.
Возможно, по той причине, что Петр стремился к наведению порядка - в своем понимании. Как писал поэт Алексей Толстой (правда, гораздо позднее): "Веселая царица была Елисавет, поет и веселится - порядка только нет".
Наследник престола за образец в наведении порядка взял Пруссию, чьим королем Фридрихом самозабвенно восхищался.
Следствием этого восхищения стал выход России из Семилетней войны - как раз в тот момент, когда Пруссия была на грани катастрофы. Вообще говоря, не очень было понятно, зачем эта война России изначально была нужна - особых противоречий с Фридрихом не было. Но такой выход, конечно, популярности новому императору не добавил.
Еще за время своего недолгого правления Петр III успел упразднить наводившую ужас Тайную канцелярию, в функции которой входил в том числе и политический сыск. Император запретил преследование раскольников и ввел свободу вероисповедания. Он учредил Государственный банк и ввел пожизненную ссылку помещиков за убийство крепостных (хоть что-то при тогдашнем произволе).
Наконец, Петр III издал Манифест о даровании вольности дворянству. Отныне они сами могли выбирать, служить или нет, а также могли оставить службу в любое время. Ранее такое было немыслимо - и, казалось бы, дворяне должны были бы быть благодарны Петру III, стоять за него горой.
Но император совершенно не заботился тем, что ныне называют пиаром. Более того, его неоднократно предупреждали о заговоре с участием жены - он отмахивался. Да и уже укоренившаяся нелюбовь к нему делала Петра III фактически беззащитным.
Ну а что до намеков на слабоумие - Екатерина II силу пиара как раз понимала прекрасно. А потому всячески содействовала распространению подобного мнения. В конце концов, это было весьма удобное объяснение отстранению Петра Федоровича от власти.
Что еще "Русский день" может предложить своим читателям:
Протопоп Аввакум – мученик за обряд