Найти в Дзене
muntaqa.info

Пост в месяц мухаррам и в день ашура

Оглавление

С заходом солнца в этот день начался 1440 год от хиджры, и начался он с месяца мухаррам. Мухаррам - особенный месяц для мусульман, поскольку это один из запретных месяцев, в нем есть день ашура, и пост в этот месяц имеет особое значение. Предлагаем ознакомиться с материалом о посте в месяц мухаррам и день ашура со слов выдающихся имамов ханбалитского мазхаба.

Пишет шейх Мансур аль-Бухути, комментируя слова имама Мусы аль-Хаджауи аль-Ханбали (оглавление в квадратных скобках — от переводчика):

[Правовое положение поста в месяц мухаррам]

««И» сунной (желательным) является «пост в месяц мухаррам, и это лучший пост после поста в месяц рамадан» в соответствии со словами пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Наилучшая молитва после обязательной та, что совершается в ночи, а наилучший пост после поста в месяц рамадан — пост в месяц Аллаха мухаррам». Передал его Муслим и другие от Абу Хурайры. Сказал в книге «аль-Мубди'» ее автор(1): «Он отнес (месяц) к Нему (к Аллаху) придавая ему значимость и возвеличивая его, подобно выражению «верблюдица Аллаха».

[Почему пророк, мир ему и благословение Аллаха, не много посвящал себя посту в этот месяц?]

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не держал много поста в этот месяц или по причине наличия оправданий, препятствовавших этому, или потому, что узнал о достоинстве этого только в конце.

[Что значит «лучший месяц для поста»?]

Под тем, что это лучший месяц (для поста) подразумевается, что после рамадана этот запретный месяц лучший для дополнительного поста в течение всего месяца. Потому что дополнительный (пост) в некоторые дни может иметь большее достоинство, чем пост в дни этого месяца, как, например, пост в день Арафа и десяти дней зуль-хидджа. Таким образом, неограниченный дополнительный (пост) наибольшее значение имеет в мухарраме, так же, как лучшая молитва после предписанной (обязательной) — выстаивание ночи.

[День ашура и день тасуа]

«Самое большое достоинство из него» то есть из месяца мухаррам «у дня ашура», (произносится), растягивая гласные, согласно более известному варианту. И это (ашура) — исламское название, оно не было известно во времена доисламского невежества (джахилии), как сказал в книге «аль-Машарик» ее автор(2) и другие. «Это десятый» день мухаррама согласно сказанному большинством ученых. Также это передал ат-Тирмизи, возведя (к пророку, мир ему и благословение Аллаха), и подтвердив достоверность. И сказал Ибн Аббас: «Это девятый день».

«Затем у дня тасуа», (произносится), растягивая гласные, согласно более правильному варианту. «Это девятый» день мухаррама. «И сунной (желательно) будет объединить их» то есть держать пост в тасуа и в ашура. В соответствии с хадисом, который с хорошим (джеййид) иснадом передал аль-Халляль от Ибн Аббаса, возведя (к пророку, мир ему и благословение Аллаха): «Если я проживу до следующего года, то непременно буду держать пост в девятый и десятый дни». Привел его в довод Ахмад «и» сказал: «Если будет для него неясность в том, когда начался месяц, то пусть держит пост три дня». — Чтобы быть убежденным в том, что провел эти два дня в посту.

«Не считается порицаемым (нежелательным) выделение только десятого дня для поста». Сказал в книге «аль-Мубди'» ее автор(1): «Это и есть мазхаб». Сказал шейх Такыюддин(3): «Из слов Ахмада следует порицаемость (нежелательность), и это мнение Ибн Аббаса».

«Эти два дня», то есть ашура и тасуа «самые желательные (для поста) в нем», то есть в запретном месяце Аллаха (мухарраме), затем остальные дни.

«И десять дней (зуль-хидджа)».

[Вменялся ли в обязанность пост в день ашура?]

«Не вменен в обязанность пост» в день «ашура» по мнению Кады(4) и тех, кто за ним последовал. Он(4) сказал: «Потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, не приказал тем, кто поел в этот день, возмещать пост». И в соответствии с хадисом от Муавии, в котором он сказал: «Я слышал, как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это день ашура. Аллах не предписал вам пост в этот день, и кто пожелает пусть держит пост, а кто пожелает, пусть разговляется»«. Этот хадис достоверен, как сказал в «Шархе» его автор(5).

«И передано от него (Ахмада), что был обязателен» пост в этот день «а затем обязанность была отменена. Это мнение выбрал шейх(3), и склонились к этому мнению Муваффак(6) и автор «Шарха»(5)«, также его высказали усулисты в соответствии с тем, что передала Аиша о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, держал пост в этот день и велел держать пост в этот день. А когда был вменен в обязанность пост в рамадан, стал обязательным пост в этот месяц и был оставлен день ашура, так что кто хотел, тот держал в него пост, а кто хотел, тот оставлял. Хадис достоверный. А что касается хадиса Муавии, то его следует понимать как: «Теперь уже он вам не предписан». — Так в «Шархе» сказал его автор(5).

[Награда за пост в день ашура]

«Пост в день ашура служит искуплением за год» — за прошедший год, в соответствии с хадисом.

[Недостоверные сообщения и неутвержденные дела в день ашура]

«А что передано о достоинстве украшения сурьмой, окрашивания волос, полного омовения, рукопожатий, молитвы в этот день» то есть в день ашура, «то это ложь». И так же то, что передается о поглаживании головы сироты, поедании семян (зерновых), зарезании животного и тому подобном, то все это — ложь на пророка, мир ему и благословение Аллаха. Подобное является нововведением, и не считается желательным ничего из этого у имамов религии. Сказал(3) это в «аль-Ихтиярат».

[На что следует обратить внимание из переданного от саляфов об этом дне]

Следует в этот день проявлять щедрость к находящимся на иждивении. Спросил Ибн Мансур от этом Ахмада, и он ответил: «Да. Это передал Суфьян ибн Уейна от Джа’фара от Ибрахима ибн Мухаммада ибн аль-Мунташира, который был лучшим в его время, что дошли до него слова: «Кто проявит щедрость к находящимся на его иждивении в день ашура, к тому будет проявлять щедрость Аллах в течении оставшегося года». И сказал Ибн Уейна: «Мы опробовали это еще пятьдесят или шестьдесят лет назад, и увидели только благой результат»«.

См. «Кашшаф аль-кына'» 2/338-339.
_________________

(1) Шейх уль-Ислам Бурхануддин Ибрахим ибн Муфлих аль-Ханбали (815 — 884 г.х.), см. https://muntaqa.info/burhan
(2) Шейх уль-Ислам кады Ийяд ибн Муса аль-Яхсуби аль-Малики (476 — 544 г.х.).
(3) Шейх уль-Ислам Такыюддин Ахмад ибн Абдульхалим ибн Таймия аль-Харрани (661 — 728 г.х.)., см. 
https://muntaqa.info/ibn-tajmija-hanbalit
(4) Имам кады Абу Я’ля Мухаммад ибн Хусейн аль-Ханбали (380 — 458 г.х.).
(5) Шейх уль-Ислам Шамсуддин Абдуррахман ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали, Ибн Аби Умар (597 — 682 г.х.).
(6) Шейх уль-Ислам
Муваффакуддин Абдуллах ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали (541 — 620 г.х.).

Источник: https://muntaqa.info/muharram
Твиттер:
https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai