Найти в Дзене
Школа жизни

Самые распространённые обманы в российских магазинах

Клиент всегда враг

Цены в российских магазинах растут как на дрожжах. По данным социологических опросов, сегодня многие покупатели стали относиться к выбору продуктов гораздо внимательнее. Присматривают что подешевле, тщательно следят за ценниками, акциями и скидками.

В свою очередь магазины прибыль терять не хотят. Поэтому торговцы придумывают самые изощренные методы обмана наивных клиентов.

И в последнее время, как свидетельствуют наши читатели, в этих вопросах продавцы перестали чувствовать меру.

122 баночки кукурузы

Ирина С. до последнего времени была постоянной покупательницей супермаркета на улице Щербаковская (Москва). И если еще год назад она смело накладывала в сумку все, что ей приглянется, а потом оплачивала покупки на кассе (никогда не проверяя чека), то в последнее время стала считать. И сразу же обнаружила, как жестоко ее обманывают.

Первый раз она списала это на случайность, невнимательность сотрудников. Положила в корзинку авокадо по 39 рублей, а на кассе ей их пробили по 69 целковых. Когда Ирина возмутилась, продавщица начала объяснять, что имелись в виду совсем другие авокадо. Тогда покупательница не поленилась и отвела кассиршу к прилавку, где никаких других авокадо не было (как не было и других ценников), сотрудница магазина ничуть не смутилась: «Не хотите — не берите. Мы вас не заставляем».

Однако в следующий приход в тот же магазин все повторилось — правда, уже не с авокадо, а с гречкой, которая продавалась якобы по акции по 46 рублей. Когда оказалось, что в чеке цена на гречу составляла уже 74 рубля, покупательнице вежливо предложили подождать администратора, который все устроит. То есть поможет приобрести товар по акции. Когда через 25 минут администратор так и не явился, покупательница плюнула на все и ушла. Насовсем — больше в тот магазин она не заходит.

...Еще одна москвичка, Надежда (кстати, юрист), стала жертвой известного магазина оптовой торговли. По традиции она набрала целую тележку еды на пару недель вперед и расплатилась банковской картой. А когда увидела в чеке, какую сумму у нее сняли, ее глаза полезли на лоб — обсчет составил более 5 тысяч рублей. Откуда? Оказалось, ей пробили не одну упаковку сладкой кукурузы, как она взяла, а... 122.

Разбирательство с администрацией заняло больше трех (!) часов. Сотрудники магазина настойчиво предлагали Надежде вернуть ей весь товар по чеку либо несуществующую кукурузу, отказываясь при этом предоставлять хоть какой-то документ в подтверждение возврата денег. «Вот и представьте — я в следующий раз приду требовать деньги, а они мне скажут: «А вы кто вообще? Какой еще горошек?» В итоге акт о произошедшем мне дали лишь после того, как я вызвала наряд милиции. Деньги, кстати, обещали вернуть на карту в течение трех дней, но вернули только через три месяца», — рассказывает Надежда.

-2

Как рассказывает председатель Объединения потребителей России Алексей Корягин, со времен социалистической торговли принципиально мало что изменилось: «Торговая классика — обвес и обсчет — все так же популярна».

Обвес давно стал нормой для работников прилавка. И покупатель часто даже не задумывается, доверяя той информации, которая указана на этикетке, не говоря уже о том, что торговые весы остаются излюбленным механизмом манипуляции для опытных продавцов. «При этом вам говорят ключевую фразу: «Ничего, если немного больше?» Нет, это не просто безобидный маркетинговый приемчик продать вам немного больше (не откажетесь же от 50–100 граммов), а хорошо обкатанный психологический прием, отвлекающий внимание покупателя от веса товара», — говорит Корягин.

-3

Мониторинг Объединения потребителей России свидетельствует, что из-за обманов продавцов рядовой потребитель теряет около 15% (!) средств семейного бюджета, выделяемых на продукты и услуги. Сегодня помимо «классики» появились и новые технологии обмана потребителей, которые успешно внедряются в ежедневную торговую практику. Одно из них — как раз тот самый метод обмана, с которым столкнулась наша читательница Ирина. «В супермаркетах нередко используется прием изменения цены товара в момент его оплаты на кассе. В зале на ценнике стоит одна цена, а на кассе — другая. Это обман потребителя, причем умышленный. Случайность? Нет, конечно. Вас будут уверять, что не успели «перебить» ценник, но в действительности тут расчет, что покупатель не обратит на такую мелочь внимания. Кстати, этот способ — отечественное ноу-хау, например, в Англии о таком маркетинге даже не слышали», — рассказывает наш эксперт.

Двойная, тройная пробивка товара на кассе (а в случае с нашей читательницей Надеждой — многократная) — тоже один из стандартных методов обмана. Так можно легко накрутить лишнюю сотню-другую даже на одном чеке. «Не задумывались? Не обращали внимания? А вы попробуйте брать и проверять чеки. Например, в том же магазине оптовой торговли чеки покупателю выдают только после оплаты. Гарантирую, что максимум на пятой покупке вас постараются обмануть, особенно если вы будете отвлекаться на общение с ребенком, подругой, говорить по мобильному телефону или просто стоять с отстраненным видом. Кажется, ну какую выгоду здесь может извлечь сам кассир? Не вынет же он деньги из кассы. Верно, в карман себе ему положить затруднительно, но основная причина такого мелкого мошенничества со стороны кассира в следующем. Обманывать покупателей весь персонал учит и фактически заставляет руководство магазина и всей сетью. Дело в том, что в любом магазине воруют — как покупатели, так и нечистые на руку сотрудники самого магазина. Воровство наносит убыток владельцам. Вот менеджмент и старается компенсировать такие убытки любым способом. Хотите, мол, сами из своего кармана платите, раз не видите, что у вас под носом уносят, а хотите — покупателей раскручивайте. А кто там воровал, руководству не так и важно, еще можно и на обед себе напробивать йогуртов, молока и чего получится. Эти суровые законы торговли постепенно превращают даже самого честного продавца в обманщика», — говорит Корягин.

Сегодня сетевики стали действовать еще прямолинейнее — просто не указывают цену на отвесах товара, например на сыре. Хотя по закону должны. Но мало кто такой кусок из-за его стоимости выложит из своей корзины и не станет оплачивать — скорее махнут рукой и купят, заплатив столько, сколько скажет кассир.

-4

Рейтинг нарушений прав потребителей

Помимо перечисленных новшеств существуют и другие способы обмана, испытанные в торговле и у производителей, — заморозка продуктов с использованием влагоудерживающих добавок или просто с большим количеством воды; переоформление сроков годности; замена данных производителей; выдача одного продукта низкой ценовой категории за более дорогой (очень часто такое прокручивают с рыбой).

— Как правило, не предоставляется информация о дате изготовления и сроке годности (на товары, изготавливаемые в месте продажи, — кондитерские изделия, выпечку, куры гриль; иногда и на товары, фасованные изготовителем), о составе продукции и его пищевой ценности, о противопоказаниях к употреблению, о цене отвеса товара, о стране произрастания (овощи и фрукты), об изготовителе (импортере), — рассказывает Старостина.

На второе место вышла «реализация пищевой продукции с истекшими сроками годности или с признаками порчи». Чаще всего покупателям впаривают просроченные молоко и молочную продукцию, мясо и мясные изделия, готовую продукцию из мяса и рыбы, салаты, кондитерские изделия и детское питание.

На третьем месте оказалось «непредоставление по требованию потребителя товаросопроводительной документации на реализуемые товары». Имеются в виду не товарные накладные, которые дают охотно, а сертификаты соответствия. В большинстве случаев, как оказалось, их либо просто нет, либо на них нет нужных печатей.

Четвертое место досталось номинации «реализация продукции с нарушениями условий хранения пищевой продукции». Чаще всего это несоблюдение температурного режима при реализации или хранении товара. «Обычно температура хранения превышает установленный изготовителем максимум или намного ниже, что приводит к заморозке охлажденной продукции, — продолжает Наталия Старостина. — Приобретая такую продукцию (особенно мясную, молочную, рыбную и готовую), потребитель имеет все шансы получить товар, который может причинить вред его здоровью или жизни».

Пятерку лидеров замыкает нарушение под названием «недоведение до сведения потребителей в наглядной и доступной форме обязательной, определенной законом информации». Она должна размещаться на вывеске (о продавце и режиме его работы) и в «Уголке потребителя». Например, в магазинах, где продается спиртное, часто нет информации о наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и ее реквизитах.

Кроме того, потребителям нередко не дают книги отзывов и предложений по их требованию — хотя продавцы делать это обязаны. А еще они обязаны обеспечивать единообразные и четко оформленные ценники на товары, но часто этого не делают. В магазинах мелкорозничной торговли порой не найти контрольного измерительного оборудования. Частенько продавцы не соблюдают правила товарного «соседства» (бытовая химия в магазинах находится рядом с хлебом или минеральной водой). Что уж говорить о том, что многие продавцы не носят форменной одежды и грубят покупателям, а магазины плюют на санитарные и противопожарные нормы. Все эти нарушения также выявил всероссийский мониторинг.

-5

Источник: https://www.mk.ru