Мало кто знает, но на территории Греческой республики до сих пор официально действует исламское религиозное право, более известное под названием ‘’шариат’’. Как так вышло? Ответ на этот вопрос вы получите в этой статье.
По условиям Лозаннского мирного договора 1923 года, завершившего греко-турецкую войну 1919-1923 годов, между двумя государствами был произведён масштабный обмен населением, причём, не по этническому, а по религиозному признаку – все мусульмане Греции депортировались в Турцию, все христиане Турции – в Грецию. Исключение сделали лишь для христиан Константинополя и нескольких островов, а также для мусульман Западной Фракии, которые должны были как бы уравновесить друг друга. Исходя из соглашений, оба религиозных меньшинства получили право на определённую культурную и правовую автономию. В частности, в Греции согласно нему, для вопросов семейного права, у западнофракийских мусульман сохранился шариат.
Роль судьи выполняет назначаемый правительством муфтий, при этом есть также ещё один муфтий, выбираемый мусульманами, но не имеющий официального признания. Муфтий подконтролен в вопросах своих полномочий Верховному Суду – но подконтролен только в вопросах превышения своих полномочий или его отсутствия, в сами же его решения он не вмешивается ни коим образом. По шариату производится не только само решение, но и порядок его принятия.
Интересно, что, когда турецкие кемалисты попросили Грецию отменить эту правовую особенность, греки ответили отказом. Скорее всего это было связано как и с желанием расшатывать молодую турецкую республиканскую лодку – Греция приютила определённое число османских эмигрантов, бывших в оппозиции новому режиму, в том числе и, до 1931 года, бывшего шейх-уль-ислама – второго исламского религиозного лица в стране – Мустафу Сабри, а также и с тем, что чем больше различий было бы между турками греческими и турками ‘’турецкими’’ – тем для Афин было бы лучше. В итоге сложился настоящий парадокс – нация, с преобладающим исламским населением, полностью отменила у себя юридическое действие исламского права. Страна же с православным большинством её, наоборот, сохранила. Так или иначе, система с ‘’соперничающими юрисдикциями’’ общего греческого гражданского права и шариата в семейной сфере для западнофракийских мусульман дожила и до наших дней, являясь единственным такого рода прецедентом в современной Европе и на Западе вообще.
С этого года шариат в семейном праве для западнофракийских мусульман перестаёт быть обязательным – но не исчезает насовсем.
Автор - Никита Новский