Найти тему
v.cycle

Нюансы в выборе велосипеда. Рама

Всякий из нас при выборе велосипеда руководствуется весьма общими характеристиками, такими как цена, внешний вид или количество скоростей.

Сегодня я постараюсь объяснить на что стоит обращать внимание в раме при выборе хорошего недорогого велосипеда. Сразу оговоримся: я буду описывать выбор горного велосипеда, так как это самый распространенный вид велосипедов. Также мы ограничимся ценником в пределах 20000 рублей. Именно за такую цену можно купить велосипед этого типа, который послужит вам долго, и на котором вы сможете ездить не только по идеально ровной дороге и не только в сухую погоду (разумеется особо испытывать такой велосипед тоже не рекомендуется).

Итак, начнем. Казалось бы какие тут могут быть нюансы? Просто несколько труб, сваренных между собой. Но на самом деле, стоит обратить внимание на материал рамы. Карбон или титан за такие деньги конечно не купить, оно и понятно, но вот стали нужно избегать. Материал разумеется хороший, прочный, хорошо поглощает вибрации, но весить такой велосипед будет достаточно много. Отсюда следует единственный вариант: алюминий. Сейчас наиболее популярен сплав 6061. Обычно эту деталь стараются упомянуть как продавцы, так и сами производители, указывая это прямо на раме. С этим у Вас не возникнет проблем.

Еще одна вещь, к тому же менее очевидная, это сварные швы. Алюминий это удивительно легкий, и при должной обработке и добавках прочный метал (точнее его сплав), так что все, кто считает его мягким и податливым, вспоминая алюминиевую проволоку, которую так легко было мять - вы глубоко заблуждаетесь. Но у этого чудесного сплава есть одно отрицательное свойство - он плохо поддается обработке. Поэтому сварные швы являются его слабым местом и им следует отдать особое предпочтение.

Вот пример хорошего шва. Он ровный, с одинаковой толщиной по всей своей длине, с одинаковыми складками навара.
Вот пример хорошего шва. Он ровный, с одинаковой толщиной по всей своей длине, с одинаковыми складками навара.
А это пример плохого шва. Его толщина меняется по длине. Это значит, что в каких то местах сечение шва будет тоньше и в этом месте высока вероятность образования трещины. Такие швы категорически не рекомендуется эксплуатировать
А это пример плохого шва. Его толщина меняется по длине. Это значит, что в каких то местах сечение шва будет тоньше и в этом месте высока вероятность образования трещины. Такие швы категорически не рекомендуется эксплуатировать
А это пример идеального шва. Он не просто ровный, он затертый. Таким образом может даже показаться, что рама карбоновая, но это не так. В новом велосипеде за 20000 вы не встретите такого шва. Я решил его показать, так как теоретически его можно встретить на более продвинутых поддержанных велосипедах (если Вам посчастливится найти такой по столь низкой цене)
А это пример идеального шва. Он не просто ровный, он затертый. Таким образом может даже показаться, что рама карбоновая, но это не так. В новом велосипеде за 20000 вы не встретите такого шва. Я решил его показать, так как теоретически его можно встретить на более продвинутых поддержанных велосипедах (если Вам посчастливится найти такой по столь низкой цене)

Теперь поговорим о геометрии рамы, или, попросту говоря, ее форме.

Наибольшие нагрузки рама испытывает в местах сварки нижней и верхней труб с рулевым стаканом (1) и в месте сварки нижней трубы и перьев с кареточным стаканом (3).В месте сварки верхних перьев , верхней трубы и подседельной трубы (2) велосипед испытывает меньшие нагрузки.
Наибольшие нагрузки рама испытывает в местах сварки нижней и верхней труб с рулевым стаканом (1) и в месте сварки нижней трубы и перьев с кареточным стаканом (3).В месте сварки верхних перьев , верхней трубы и подседельной трубы (2) велосипед испытывает меньшие нагрузки.

Исходя из картинки выше можно сделать вывод, что хорошая рама будет иметь относительно толстую нижнюю трубу, а у верхней трубы будет толстое сечение у рулевого стакана, которое будет постепенно уменьшаться по мере приближения к подседельной трубе. Также в этой ценовой категории уже может встречаться гидроформованная рама, что означает сечений особой формы у трубы. Чаще это треугольное сечение. В купе с гидроформовкой может встречаться баттинг трубы, когда толщина стенок трубы меняется по всей длине. Такие технологии достаточно новые, поэтому их сложно встретить в этой ценовой катеории, но все же кое-где встречается.

Ну и деталь, о которой многие знают, но пренебрегают, считая это мелочью - размер рамы.

-6

Это лишь примерная схема подбора размера рамы. Есть много разных параметров индивидуально для каждого человека. Вы можете подобрать раму короче, для большей управляемости, либо длиннее, для более низкой посадки и как следствие более быстрой езды. Плюс следует учитывать особенности геометрии каждого велосипеда в частности.

На этом, пожалуй, мой ликбез по велосипедным рамам окончен. Если Вам понравилась статья - ставьте лайк. Пишите комментарии с пожеланиями, критикой или хвалебными отзывами, это помогает развиваться и мотивирует.

Удачного катания!