Найти в Дзене
В Риме Как Дома

Путешествия: по дороге на море. Анцио

Один из моих любимых пляжей под Римом находится в Анцио. Если ехать из Чампино в Анцио на машине, то ты проезжаешь сначала британское, а потом американское военное кладбище. Это немного странно звучит, потому что мы находимся в Италии. И я хочу вам сейчас рассказать немного истории.

Когда мы говорим о Риме, мы чаще всего вспоминаем историю античности, реже историю Нового времени, и совсем редко Новейшую..

Зимой 1944 года у города Анцио, который старше Рима, и у берегов которого по Тирренскому морю плавали Одиссей и Эней, так вот в 1944 году туда высадились войска союзников, так как здесь были немцы. Когда видишь море и пляжи и всю эту красоту, то трудно поверить, что тут шла настоящая война, причем не какая-нибудь, а Вторая Мировая. Надо сказать, что союзники в лице американцев очень много чего здесь разбомбили, в том числе памятников античности и ренессанса... Но немцы очень хорошо оборонялись, и здесь шли ожесточенные бои. Число погибших со стороны союзников насчитывает около 7000 человек.

Вот что говорится об этой операции на сайте wikitalia.russianitaly.com:

"Анцио более известен в свете военных событий, вошедших в историю Второй мировой войны как Анцио-Неттунская операция или операция «Shingle» (Галька). Именно здесь проходила Высадка союзных войск - вооружённых сил США и Великобритании.
25 декабря 1943 года на встрече в Карфагене Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль запланировали высадку морского десанта в немецком тылу (…)
Район Анцио, в 50 километрах южнее Рима, оказался единственным участком на побережье в тылу позиций немецких войск, где местность благоприятствовала высадке десанта. Высадка у Анцио была совершенно неожиданной для Кессельринга, считавшего, что союзники могли бы создать большую в стратегическом отношении угрозу, только высадившись севернее Рима. (…)
Крупный десант под командованием генерал-майора Джона Лукаса был высажен в районе Анцио в ночь с 21 на 22 января 1944 года. В операции участвовал 6-й корпус США, включавший одну британскую дивизию, одну американскую и несколько бригад.
Десанту предшествовало начавшееся 17 января наступление союзников на левом фланге Итальянского фронта. Немцы были вынуждены использовать резервы - две моторизованные дивизии - для предотвращения прорыва своей обороны. Таким образом, высадившиеся в Анцио союзники не встретили почти никакого сопротивления.
В первую неделю было выгружено 12.350 машин, включая 356 танков; за две недели — 21.940 машин, включая 380 танков. В целом это составляло 315 грузов танкодесантных барж. Интересно отметить, что, кроме 4 тысяч грузовиков, которые перевозились на судах туда и обратно, за две недели на плацдарме у Анцио было выгружено почти 18 тысяч машин для сил общей численностью 70 тысяч человек, включая, конечно, водителей и тех, кто обеспечивает обслуживание и ремонт машин.
6-й корпус генерала Лукаса имел в первом эшелоне две пехотные дивизии (британскую 1-ю и американскую 3-ю), отряды "коммандос" и "рейнджеров", парашютный полк, два танковых батальона.(…)
В задачу Лукаса входило продвинуться в глубь полуострова и перерезать коммуникации противника. Но вместо того, чтобы атаковать немецкие позиции с тыла или двинуться на Рим, он стал укреплять прибрежный плацдарм глубиной 7 миль и длиной 15 миль, что дало возможность немцам создать оборону по периметру плацдарма и в течение 10 дней перебросить в этот район 4 дивизии с других участков фронта.
14-я немецкая армия под командованием генерала Эберхарда фон Макензена атаковала плацдарм, подвергая его непрерывным артиллерийским и бомбовым ударам.
Для обстрела порта Анцио немцы использовали мощные железнодорожные артсистемы К5, которые прятали в туннелях, расположенных в 30 км от линии обстрела. Залпы производились со станции Чиампино. Авиация союзников действовавшая из района Неаполя, не могла помешать немецкой артиллерии наносить удары по скоплениям транспорта у Анцио. Жилым кварталам города был нанесен значительный ущерб. Имелись жертвы. Гражданское население спешно эвакуировалось. Союзники, занявшие круговую оборону, несли тяжелые потери.(…)
Наступление немцев на плацдарм началось 16 февраля. Ему предшествовали разведывательные действия по всему фронту и налеты авиации. К вечеру немцам удалось прорваться в полосе обороны американской 45-й дивизии. Этой возможности давно добивалось немецкое командование. 17 февраля оно бросило в прорыв 17 батальонов при поддержке танков. Перед ними поставили задачу: расширить участок прорыва и продвигаться вдоль дороги Альбано-Анцио. Победа казалась совсем близкой.
Однако скопление войск на этой единственной дороге создало непредвиденные трудности. Наступающие немецкие войска стали объектом наземной артиллерии, авиации и корабельной артиллерии союзников. Не дали ожидаемого эффекта и танки "Голиаф".
И все же, несмотря на тяжелые потери, немцам удалось потеснить войска союзников. Предпринятая 18 февраля новая атака с участием 26-й танковой дивизии позволила им продвинуться к побережью.
Однако британские 56-я и 1-я, а также американская 45-я дивизии упорно оборонялись и успешно удерживали последний рубеж обороны плацдарма. Продвижение немцев было задержано у ручья Каррочето. Моторизованные дивизии 20 февраля предприняли последнюю попытку наступать, но и они вскоре были остановлены.
Узнав, что попытка уничтожить десант не принесла успеха, Адольф Гитлер приказал 28 февраля вновь начать наступление силами четырех дивизий вдоль Чистернской дороги. Однако американская 3-я дивизия без труда остановила продвижение немцев, а три дня спустя, когда установилась ясная погода, союзная авиация нанесла сокрушительные удары по наступающим немецким войскам. 4 марта ввиду огромных потерь, которые составили в ходе всей операции 5000 немецких солдат убитыми и 30500 ранеными и пропавшими без вести, Макензен был вынужден отдать приказ о переходе к обороне. Вокруг плацдарма осталось пять немецких дивизий, а остальные были отведены на отдых.
Хотя немцам и не удалось разгромить союзный десант, план наступления был сорван. Операция под Анцио потребовала колоссальных средств и сил. Потери союзников составили более 7000 человек убитыми и 36000 ранеными и пропавшими без вести. В этих условиях начинать генеральное наступление пришлось войскам, расположенным вдоль р.Гарильяно. Успех пришел к союзникам позже. 11 мая американскому и французскому корпусам удалось прорвать немецкую оборону и выйти в тыл немецким войскам, блокировавшим плацдарм у Анцио. Настал момент начать наступление с плацдарма, куда только что прибыла еще одна американская дивизия (36-я). 23 мая последовала атака американских войск, находившихся на плацдарме, также увенчавшаяся успехом. 25 мая войска союзников встретились. Американцы продолжали наступление; главной целью был Рим. Немецкому командованию хватило резервов, чтобы задержать их продвижение лишь на несколько дней. В ночь с 3-го на 4-е июня немецкие войска оставили Рим."
(http://wikitalia.russianitaly.com/wiki/index.php/Sbarco_alleati)

Конечно, когда думаешь, про число жертв в эту войну со стороны СССР, это цифра кажется ничтожно малой. Но я сейчас не об этом.

Мы всегда проезжали по дороге на море это британское кладбище, его видно через тонкие прутья забора, и можно получить общее впечатление, но в этот раз мы ехали с нашим знакомым англичанином, и он предложил остановиться. Мы остановились, кладбище было открыто для посетителей

-2

Моему взору предстал идеально ровный, как футбольное поле Чемпионата Мира по футболу, мягкий, как персидский ковер, настоящий английский газон, окруженный изящными римскими соснами - визитной карточкой Рима. Надо сказать, что итальянцы любят природу, деревья и цветы, но такого ландшафтного дизайна, как в Англии, нет негде. И потом эти идеально ровные по линейке вымеренные ряды ряды белоснежных каменных памятников солдатам. Их тысячи и все одинаковые, как солдаты в строю. И, при этом, все разные, так как на каждом имя, герб войска в котором служил, вероисповедание, и рядом с каждым растут цветы.

-3

Есть и могилы неизвестных солдат, их достаточно много, потому что часто погибшего было невозможно опознать.

Могила неизвестного солдата.
Могила неизвестного солдата.

И сейчас я хочу поделиться с вами моими впечатлениями. Никогда не думала, что прогулка по кладбищу может сопровождаться таким чувством умиротворения и покоя. Это место отдыха после боя. И это какое-то светлое чувство, хоть очень грустное. Сбоку на некоторых памятниках написан возраст погибших, часто это около 18-20лет, сотни очень молодых ребят. Ряды одинаковых белых памятников. И тут, я как то раньше про это не думала, но я почувствовала, что такое память. Историческая память, память поколений. Передо мной люди, о которых помнят и сейчас, о всех. Память извлекает их з бездны вечности. Эта память важна не для них, а для нас, помнящих. И эта память материальна. Передо мной удивительной красоты кладбище, со ‘вкусом и элегантно спроектированное’ (это странные слова для такого места, я понимаю, но такими же словами его описал наш знакомый англичанин). И история, она ожила в этот момент.

Это удивительное чувство, история ожила, и с грустью о трагических событиях пришли умиротворение и покой. В центре этого военного кладбища стоит каменный крест (кажется, сделан из туфа) с металлическим мечом. Это очень красиво, tasteful, как, опять же, сказал англичанин. Для меня было очень странно переживать это чувство прекрасного на кладбище. И это не тоже самое чувство прекрасного, как когда ты видишь роскошь и изящество итальянского барокко. Это прекрасное воздушной, легкое, умиротворенное и грустное одновременно, как "Пиета" Микеланджело, что в базилике Святого Петра. Это удивительной сочетание смерти и красоты, красоты, которая пришла в ответ на смерть вместе с любовью, в которой смерть преобразилась.

Не знаю, передают ли фотографии эту атмосферу...

-5

Вот такая получилась остановка по дороге на море в Анцио. И да, в Чампино базировались немцы, например, в доме у моей бабушки-соседки. Сейчас в Чампино, кроме гражданского римского аэропорта, куда прилетает Ryanair, находится еще и военный аэропорт.

Приезжайте в гости, вас ждет множество удивительных историй.

Жду Вас в гости! https://www.facebook.com/groups/myhomeinrome

Тирренское море в Анцио
Тирренское море в Анцио