Провести пилотные онлайн-сделки по покупке квартир в ипотеку в России планируется уже в 2019 году. Соответствующая информация содержится в паспорте нацпроекта «Жилье и городская среда».
Также предполагается, что к концу 2022 года более 20% ипотечных сделок крупнейших банков будут осуществляться в электронном формате.
В настоящее время заявки и документы на получение ипотечного займа клиенты могут подавать через интернет, однако для подписания договора требуется личное присутствие заемщика в банке, а затем и в МФЦ - для подачи документов на регистрацию прав собственности.
«Необходимо перевести в электронный вид все бизнес-процессы: от подачи заявки, предоставления заемщиком всех необходимых документов, сопровождения и секьюритизации ипотечных кредитов до регистрации приобретенной недвижимости. Это подразумевает прежде всего дистанционное взаимодействие с заемщиками, возможность оформления и дальнейшего обслуживания ипотечных кредитов без посещения офисов банка, — цитируют «Известия» пресс-службу «Дом.рф».
В настоящее время доля ипотечных сделок, содержащих элементы электронного обслуживания, не превышает 10%. Для полного исключения присутствия клиента в банке, ЦБ занимается созданием единой платформы, которая позволит осуществлять удаленную идентификацию на основе биометрических данных — лица, голоса или других параметров.
Как отмечают в «Дом.рф», чтобы достичь целевых показателей, следует продолжить развивать электронные технологии для взаимодействия коммерческих, государственных структур и внесения изменений в законодательство.
В госкомпании также подчеркивают, что очередным шагом к цифровизации ипотеки является возможность использования электронных закладных.
Напомним, возможность оформления закладной не только в бумажном виде, но но и в форме электронного документа, предусмотрена изменениями в Федеральный закон № 102-ФЗ от 16 июля 1998 года «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Согласно новой редакции закона об ипотеке, электронная закладная представляет собой бездокументарную ценную бумагу, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью.