Мозг-это кладезь интересных фактов и сверхъестественный открытий. Увлекателен уже сам факт, что мозг... сам себя так назвал! Напомним, сегодня 7 популярных мифов о мозге, о которых ты мог слышать в школе.
Миф #1: Мы используем только 10% мозга
Этот миф использовался как главная ось фильма „Люси” режиссера Люка Бессона. Объяснение, что мы используем только 10% мозга, кажется, переломным открытием, дающим надежду на то, что каждый человек в состоянии выжать из себя больше. К сожалению, миф о 10% мозга-это бред. На самом деле мы используем все части мозга, которые друг с другом сотрудничают. Однако это не означает, что мозг все время работает на 100%. По сути, такое взаимодействие нейронов имеет место только во время эпилепсии.
Миф #2: Мозг развивается только до 20 лет
Наверное, Вы не раз слышали, что мозг развивается только до 21 года, а некоторые его фрагменты, например, которые отвечают за функции языка, заканчивают свою деятельность в целях развития, уже в возрасте нескольких лет. Однако последние исследования ученых доказывают, что мозг развивается значительно дольше чем до 36-ти лет, а всю полноту возможностей мы можем получить, грубо говоря, после 60-х годов если будем с пользой проводить свободное время. Примером нейропластичности, в зрелом возрасте служит хотя бы развитие гиппокампа (структуры, ответственной, в частности, за пространственную ориентацию) у водителей такси.
Миф #3: Ваши способности зависят от того, какое полушарие доминирует
Зависимость способностей от доминирования одного из полушарий головного мозга-это еще один романтический миф в нашем списке. Согласно легенде, доминирование левого полушария сделает так, что вы будете руководствоваться логикой, и вы получите предрасположенность к развитию математических способностей, а правое полушарие создаст из Вас человека, с творческой художественной душой. Хотя работа мозга подвергается в некоторых случаях латерализации (например, за функции языка отвечает левое полушарие), способности вытекают, скорее, из генетических и экологических предрасположенности, а не самого действия мозга. Оба полушария взаимодействуют друг с другом, и не состоят друг к другу в оппозиции.
Миф #4: Головная боль означает, что у нас болит мозг
Мозг может болеть? Чтобы это стало возможным, ему пришлось бы иметь болевые рецепторы. Мозг таковых не имеет, так что головная боль не означает, что у Вас болит мозг. Боль, является реакцией рецепторов, расположенные на шинах головного мозга. Это происходит в результате давления в суженных кровеносных сосудах или отёка мозга. Что интересно, мозг, однако, может быть причиной чувства боли в конечности, которой... не существует! Фантомные боли могут коснуться человека после ампутации. Это происходит потому, что, несмотря на удаление конечности, мозг по-прежнему сохраняет под коркой информацию об отсутствующей части тела, и может обрабатывать нервные импульсы.
Миф #5: Чем больше мозг, тем мы умнее
Человеческий мозг весит около. 1200 – 1400 г, причем у мужчин он несколько больше, чем у женщин. Размер мозга связан не только с массой тела и не имеет никакого влияния на интеллект. Более того, известны науке случаи, когда высоким уровнем интеллекта проявляли себя люди с очень маленьким, или даже неполноценным (без какой-то части) головного мозга. Интересные результаты дало нам также исследование мозга Альберта Эйнштейна, в котором не наблюдалось физиологических изменений, влияющих на высокий интеллект, например, увеличение числа нейронов. Ничего подобного не было замечено, а сам мозг, не отличался никаким образом от нормы (кроме слегка повышенным уровнем глиальных клеток).
Миф #6: Прослушивание классической музыки способствует развитию мозга
Если вы будете слушать произведения Шопена, то Ваш мозг будет лучше развиваться, – сколько раз ты слышал это из уст учителя? Источник этого мифа следует искать в исследованиях, проведенных в1993 году французскими психологами. Они попросили испытуемых заполнить тест на пространственное мышление, а затем разделили их на три группы. Первая группа слушала классическую музыку, вторая – не классическую музыку, а третья группа, контрольная, находилась в тишине. После музыкального сеанса испытуемых попросили повторить тест.. Результаты были интересные: испытуемые, слушавшие Моцарта справились с ним лучше всего. К сожалению, этот результат так и не удалось повторить. Это означает, что музыка повышает когнитивные результаты, снижает стресс и улучшает самочувствие и ритмичное диско, например, может дать те же результаты.
Миф #7: Умные люди имеют больше извилин
Этот миф является интересным сочетанием влияния двух явлений: эволюционного развития головного мозга и развития конкретного человека. В поселковых дворах и сегодня можно услышать, что человек X имеет гладкий мозг и это влияет на его интеллект. Но действительно ли интенсивное обучение влияет на количество извилин? Нет. Гофрирование мозга является результатом эволюционного увеличения поверхности коры головного мозга, которая подверглась сморщиванию. Это не отражает интеллект человека, и даже учеба в Оксфорде, не в состоянии этого изменить. Стоит отметить, что существует недостаток мозга, который проявляется отсутствием извилин. Дети, пострадавшие от этого, как правило, не доживают до 2-х лет.