Николай Кибальчич прожил короткую, но яркую жизнь. Талантливый химик и гениальный инженер, он мог бы при желании повторить судьбу Альфреда Нобеля, заработавшего на своих изобретениях огромное состояние.
Вместо этого Кибальчич примкнул к народовольцам и участвовал в последнем, удавшемся покушении на императора Александра II.
Каким был этот человек, и что заставило его пойти на убийство самодержца?
«Николай-пиротехник»
В 1853 году в семье небогатого священника из уездного городка Черниговской губернии родился шестой по счету ребенок. Мальчика окрестили Николаем.
Коле было четыре года, когда его мать умерла. Овдовевший отец понял, что в одиночку такую ораву детей ему не поднять.
Старших сыновей он устроил в губернские училища, одну из дочек отдал на воспитание в Петербург, а маленького Колю забрал к себе дед по матери, псаломщик Максим Иваницкий.
Дедушка стал для Коли наивысшим авторитетом и самым близким человеком на многие годы. Именно от него Николай перенял скептическое отношение к церкви – несмотря на духовное звание, тот смотрел на церковное благочиние без тени иллюзий.
После окончания начальной школы отец отвез мальчика в Новгород-Северский. Там Коля учился сначала в духовном училище, а после – в гимназии.
На уроках Кибальчич блистал. Особенно легко ему давались математика и химия. За неуемную страсть к самодеятельным химическим опытам его даже прозвали «Николаем-пиротехником».
Гимназию Николай окончил с серебряной медалью. И сразу объявил, что хочет учиться дальше, в Петербурге.
Наказание без проступка
В столицу он уехал вопреки воле отца. Поступил в Институт инженеров путей сообщения, с третьего курса перевелся в Медико-хирургическую академию.
Именно в этот период Кибальчич увлекся социальными проблемами и начал читать книги по политэкономии. Но хотя юноша проникся идеями народников, никакого радикализма в его взглядах тогда не было.
Все изменил внезапный арест в 1875 году. При обыске у Николая нашли одну-единственную запрещенную книгу – «Манифест Коммунистической партии», переведенный на русский язык.
За хранение нелегальной литературы юношу приговорили к месяцу тюрьмы. Казалось бы, мягкий приговор, но...
В ожидании суда и следствия Николай отсидел в одиночке почти три года. Фактически – ни за что.
Неудивительно, что из тюрьмы вышел не прежний наивный и восторженный либерал, а революционер, готовый бороться с царской властью не на жизнь, а на смерть.
Человек, опередивший время
Николай Кибальчич по праву считается великим русским изобретателем. Он усовершенствовал динамит и первым в стране придумал ручные динамитные бомбы моментального действия.
А за две недели до казни сформулировал и записал проект летательного аппарата с реактивным двигателем.
На пяти страницах он сухим и конкретным языком описал сам прибор, нарисовал его конструкцию, указал топливо, которое даст требуемую энергию… Словом, создал классическую схему космического корабля.
На суде Кибальчич просил, чтобы его проект передали на рассмотрение экспертов из Академии Наук. Однако жандармы из страха неуместных толков просто подшили рукопись к делу и убрали в секретный архив.
Об изобретении Кибальчича станет известно только в 1918 году, уже при другой власти.
Последний день
Николай Кибальчич был повешен вместе с другими «первомартовцами» 3 апреля 1881 года. Перед казнью гениальный изобретатель отказался от причастия.
Его последними словами были: «Да здравствует Отчизна! Да здравствует великий русский народ!».