Найти тему
ActivityEdu

Что нельзя делать, если вы учите детей с особенностями развития

Оглавление

Быть учителем - призвание не из легких, даже если речь идет об обучении совершенно здоровых и спокойных детей. С любым ребенком по ходу учебного процесса возникают трудности - это объективная истина. Если вам не удастся вовремя разрешить эти трудности, то они могут породить проблемы, даже не касающиеся самого обучения, но затрагивающие всю последующую жизнь ученика. Поэтому важно понимать степень ответственности, которую берет на себя учитель. Это справедливо даже при работе с обычными детьми из совершенно обычных школ или детских садов. Но если вы собираетесь стать учителем для детей с отставанием в развитии (или уже являетесь таковым), то степень ответственности увеличивается в десятки раз. Обучать таких детей - интересная, но сложная работа, которая требует от вас предельного профессионализма, понимания, стрессоустойчивости. Чтобы помочь вам в этом непростом деле, мы решили разобрать основные ошибки начинающих учителей, которые работают с «особыми детьми».

Психологическое и физическое насилие

Вероятно вам покажется, что данный совет является слишком очевидным, ведь «какой современный учитель способен ударить ребенка или унизить его? Все это в прошлом, не говорите чепухи!». Однако, специализированных государственных школ много и далеко не каждый учитель обладает железными нервами - это не оправдывает наличие насилия в таких заведениях, но не думайте, что учитель, ударивший или оскорбивший ребенка, устроился на работу с мыслью о том, что когда-нибудь обязательно сделает это. Нет, он вполне мог быть таким же искренним и добрым человеком, каким являетесь сейчас вы - готовым помогать «особым детям» встраиваться в социум, чтобы они стали лучшей версией себя. Но случился день, когда этот добрый и порядочный человек переходит грань дозволенного.
Почему это произошло? Учитель может обвинить в этом детей, которые «не поддаются контролю», и действительно - у некоторых детей могут быть серьезные психические отклонения, которые будут выражаться в постоянном срыве уроков, причем совершенно безумными способами. Но в своем срыве вы не можете винить таких детей. Поэтому учителю таких классов важно иметь максимально крепкое психическое здоровье. От рождения такое здоровье никому не дается, поэтому придется научиться переключаться между работой и домом, а также освоить полезные психические упражнения, которые можно будет использовать в любое время. Чаще всего психологи предлагают комплекс дыхательных упражнений, а также медитацию, которую следует воспринимать как оздоровительную, а не религиозную практику.
Даже если мы говорим не о психологическим или физическом насилии, а о простом повышении голоса, то стоит исключить его из своей учительской практики. Когда вы кричите на детей, то у вас есть все шансы успокоить их в конкретном промежутке времени, однако при работе с детьми, которые имеют отклонения в психике, вы можете ненароком создать ситуацию, когда единственная возможность успокоить их - будет крик. Этот путь может показаться легким для вас, но для ученика такой опыт будет крайне негативным - не стоит взращивать такие проблемы.

Низкая бдительность

Когда вы начнете работать с детьми, которые имеют отклонения в развитии, то вам необходимо понять, что одной из ваших главных задач, наряду с обучением, будет поддержание безопасности вашего класса на территории учебного заведения (школы или детского сада).
Формально на вас могут не налагать таких обязательств, но проблема в том, что дети с атипичным психическим развитием подвержены большему риску, чем обычные - они легко могут себя поранить, у них могут быть серьезные перепады настроения, которые опасны не только для окружающих, но и для них самих же. Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять таких детей без присмотра.
Отдельно стоит проблема повышенного либидо. У детей с задержкой психического развития половое созревание часто опережает психическое, отчего некоторые учебные заведения полны негласных историй о сексе между ученикам, а иногда даже изнасилованиях. Разумеется такой инцидент может поставить крест на вашей учительской карьере, а еще хуже - навредить психике ребенка.
Если в обычной школе вы могли позволить себе отпустить детей до конца урока, то в данном случае это неприемлемо - подобной мнимой «добротой» вы можете подставить не только себя, но и весь учебный персонал. Поэтому честно отрабатывайте все часы, обязательно следите за тем, как ваши ученики добираются домой - этот вопрос решается простым списком контактов их родителей. Пять минут для обзвона - не самая дорогая плата за безопасность.
К сожалению, есть ситуации, когда наладить контакт с родителями не представляется возможным. Дети с отклонениями в развитии действительно часто рождаются в пьющих семьях, либо в семьях, которые сами имеют соответствующие диагнозы. Не всем мешает это жить, но вам, как учителю, необходимо обладать всей полнотой информации о подобных семьях, потому что иногда правильнее будет позвонить непьющему брату ребенка, чем пьющим отцу или матери.

Попытки ввести универсальную программу обучения

Вряд ли вам повезет получить в работу классе, который состоит из детей с одинаковыми возможностями к учебе. Этого не происходит в обычных школах, а уж в школах, которые специализируются на детях с интеллектуальными нарушениями - и подавно.
Поэтому не стоит работать на основе универсальной программы обучения. Вероятно вы захотите ее составить с той целью, чтобы «не обижать отстающих», но таким подходом вы только сделайте проблему еще больше.
В классе будут способные дети, которые могли учиться в обычной школе, но попали специализированную в силу различных обстоятельств, незначительных психических нарушений, а иногда даже случайности. Способных детей ни в коем случае нельзя утрамбовывать в усредненную или слабую программу обучения, напротив, их нужно мотивировать сложными задачами, с которыми они едва справляются - это хорошо скажется на их будущем. В свою очередь слабые в интеллектуальном смысле дети, которые не справляются со сложной программой, все равно должны работать на пределе своих возможностей - не забывайте периодически анализировать их. Даже детей, которые на уроке изобразительного искусства могут нарисовать всего лишь круг, вы не должны ограничивать - давайте задачи посложнее, каким бы не казалось вам это бессмысленным.
Возможно вам покажется сложным создавать для каждого ученика отдельную программу, но такой подход облегчит вашу работу на других уровнях взаимодействия с классом. Вы избежите ситуации, когда есть отстающие, ведь каждый работает по индивидуальной схеме, а значит теряется смысл принижать интеллект друг друга. Вы также дадите возможность прогрессировать разным ученикам - они не будут замыкаться в себе, и они не будут считать себя лучше других.

Занятия без социального взаимодействия

Помимо той учебной программы, которую вы будете преподавать детям с отклонениями в развитии, крайне важно наладить социальные взаимодействия в классе. К сожалению, некоторые учителя забывают об этом, думая, что если преподают русский язык или математику, то не их забота, как будут ученики друг с другом общаться.
Но помните, что все эти дети вырастут, многим из них придется работать, жить в обществе, заводить семьи, а значит - социально взаимодействовать. Их надо подготовить к этому. Порой, школа остается для таких детей единственной возможностью для подготовки к социальной жизни, потому что в собственных семьях к ним могут относиться, как к «мебели» или «неизлечимо больным» - это ужасно, но так происходит. Поэтому обязательно отводите часть урока на групповые задания, которые требуют общения между учениками, социального взаимодействия, контакта - это здорово развивает детей.
Тут у вас есть сразу два пути, а именно: либо вы разбиваете группу по возможностям (способные со способными, отстающие с отстающими); либо вы стараетесь каждый урок создавать новые группы, состав которых не зависят от уровня развития. Первый вариант кажется логичным, ведь тогда проще стандартизировать задания, но он создает массу проблем, среди которых будет нездоровая обособленность одних учеников от других. Это создает дополнительное психологическое давление на часть класса, а также дает почву для конфликтов.
Поэтому мы советуем делать смешанные группы для таких занятий. Пусть каждый ученик получит возможность поработать с каждым - это поможет укрепить чувство единства и снизить возможные групповые агрессии.

Пренебрежение новыми методиками

Консерватизм - это то, что должен избегать каждый учитель в своей практике. Он тормозит вас как специалиста, и, что хуже - он отнимает шансы на достойное образование у ваших учеников.
Реальность такова: каждый год в вопросе обучения детей с отклонениями в развитии появляются десятки новых методик, почти каждую из которых следует опробовать на практике. Это должно стать для вас нормой.
Подходите к выбору методик, как ученый, который всегда ищет новые пути для раскрытия тайн мира. Он ведь не консервируется во взглядах, иначе какой из него ученый? Консерватизм в науке - это признак лжеученого. Консерватизм в обучении - признак лжеучителя.
Особое внимание уделяйте тем ученикам, которые не показывают прогресс, ведь отсутствие положительных сдвигов в обучении - это не повод опустить руки, а повод экспериментировать с новыми подходами.
Идеальной методики не бывает, но всегда всегда есть та, которая лучше предыдущей. Опирайтесь не только на отечественный опыт, но и на мировой. Конечно, придется выучить язык, но это карьерная необходимость, ведь степень интегрированности детей с атипичным психическим развитием в западном обществе значительно выше, чем в российском. Такие дети там вырастают, спокойно работают, а иногда даже участвуют в общественной и политической жизни, выступают с лекциями - разумеется влияет окружение, здоровый семейный быт, отношение не как к инвалидам, а как людям с другим типом психики, однако и учителя, не боящиеся экспериментировать, внесли свою лепту.
Если вы встанете на этот путь, то будет много сложностей, но если вы можете помочь таким детям, разве у вас есть право не сделать этого?

Больше интересных статей вы можете найти на нашем сайте.