Все-таки жанр мотивационных картинок сам по себе удивителен. Как в принципе взрослый человек с хотя бы минимальным присутствием разума может всерьез воспринимать абстрактные побуждения, совершенно далекие от его жизни и от его проблем.
Возьмем к примеру картинку ниже - это едва ли не классический пример этого жанра.
Когда мне говорят "Включи моз и работай", я, не найдя включателя, смутно понимаю, что мозг уже включен. И при включенном мозге, я сперва думаю, а потом делаю (а не наоборот, как призывает меня мотиватор).
А думаю я о том, что мотивация – это мусор. Тупая и неуместная абстракция, удобная лишь для тех, кто привык считать людей по головам. Реально в творчестве, отношениях и работе есть только две вещи, которые тянут на источник действия – это желание и идентификация. И вообще это очень разные вещи, чтобы их смешивать в слове «мотивация» (впрочем, если вы рекламщик, то ваша задача попасть не в одно, так в другое).
Желание – это то, что так или иначе будешь делать (даже бездействуя). Этот фонтан можно заткнуть лишь на время (на долго вас не хватит). Даже при самом суровом контроле желание найдет лазейку и реализуется – в думах и сне, в опьянении и помрачении сознания, в случайности и глупости. Его можно направить в другое русло, но нельзя отменить.
Идентификация – совсем другое. Это то, кем мы себя представляем (не думаем или чувствуем, а представляем, или еще точнее, воображаем). Образ, с которым мы хотим слиться – это ориентир к тому, как на обыденном уровне мы понимаем свое бытие (поэтому угроза этому образу переживается как агрессия в сторону моего Я, буквально стремление другого меня аннигилировать). Мне надо/хочется быть Х эрго мне придется делать все то, что делает меня Х. Идентификация – это удочка, на которую мы почти безупречно ловимся как селезень на манок или бык на красную тряпку.
И разницу между ними легко увидеть (но сложно понять на своем примере): одно дело – «хотеть рисовать», и совсем другое – «быть привязанным к званию художника». Пытаясь же мыслить себя через слово «мотивация», все смешивается и появляется какой-то мутный психофизиологический процесс с иллюзией едва ли не полного контроля. На таких дрожжах можно заставить себя пойти на пробежку или прибраться в комнате, но ни работать, ни творить не получится.