Похоже, Nike решила реабилитироваться после расистского скандала в ЮАР, вынудившего компанию свернуть сеть в крупнейших городах страны. На прошлой неделе компания запустила рекламу со спортсменом Колином Каперником, который прославился акциями протеста против полицейского насилия в отношении черных.
Nike снял скандальную рекламу с протестным спортсменом
Каперник, игрок регбийного клуба San Francisco 49ers, стал знаменит благодаря нашумевшим спортивным протестам во время исполнений национального гимна. Многие спортсмены во время гимна делали какой-либо протестующий жест. Колин Каперник преклонял колено в знак несогласия с поведением полицейских в отношении черных. Тема расизма в полиции стала особенно актуальной после массовых протестов 2016 года.
Nike пригласила Каперника в свою акцию Just Do It. На прошлой неделе лицо Каперника появилось в рекламе Nike со слоганом «Верь во что-нибудь, даже если это значит пожертвовать всем». В рекламном видеоролике Каперник говорит следующее: «Люди говорят, что твои мечты безумны, смеются над тем, что ты делаешь. Иди своей дорогой, потому что скептикам не понять: называть мечту безумной — это не оскорбление, а комлимент».
Абсолютно бессодержательный лозунг в стиле Nike, будучи дополнен лицом Каперника, приобрел дополнительное содержание. И это озлобило расистски настроенную часть общества. Как известно, вопреки показной политкорректности, американское общество отнюдь не изжило проблем, связанных с расизмом, и общество остается глубоко расколотым по этому вопросу.
В Америке сжигают одежду Nike
Провокационная реклама Nike дала противоречивые результаты. «Низы», рядовые покупатели поддержали акцию, и недельные продажи Nike поднялись на 31%. Зато «верхи», то есть инвесторы, которые всегда были оплотом американского консерватизма, отреагировали понижением котировок: за неделю ценные бумаги компании обрушились на 3,4%.
Заявили о себе и правые радикалы — они стали сжигать и уничтожать одежду Nike, снимая это на видео. Президент США Дональд Трамп поддержал протестующих, заявив в своем твиттере: «О чем вообще Nike думал?» Тем не менее Nike, похоже, будет придерживаться выбранной линии.
Напомним, что в августе компанию уже травили за «пропаганду криминала», вынудив убрать из ассортимента балаклаву.
В чем же источник проблем? Отнюдь не в провокационном поведении Nike. Компания лишь пытается поймать волну шумихи, подстроиться под общественные настроения. Менеджмент Nike отнюдь не состоит из убежденных антирасистов, о чем говорит последний африканский скандал. Одно дело оскорблять черных в бедных странах, совсем другое — подыгрывать популярным американским спортсменам.
Само американское общество наполняется агрессией по мере ухудшения экономической и социальной обстановки. А поскольку сознание рядового американца воспитано отнюдь не на Марке Твене, а на Томе и Джерри, то этот рядовой американец ищет виноватых среди людей с иным цветом кожи. И это характерно не только для белых.