Для меня лично самым тяжелым участком путешествия оказался переход от стоянки хантов до Салехарда. Здесь уже во всю ощущалось дыхание Севера. Река стала холодной, погода неустойчивой, а самое главное – мы потеряли связь с Землей. До сих пор даже там, где река подвергала нас испытаниям, мы старались держаться поближе к одному из берегов, и это действовало успокаивающе. Здесь же навигатор тоже показывал берег, но твердой, привычной землей это не являлось. Это было или поросшее травой и ивняком озеро,
а чаще всего просто бескрайняя водная гладь.
Мы ведь находились практически на уровне воды, а при таких просторах, как здесь, уже сказывается шарообразность Земли. Идешь по реке, а ощущение такое, как будто находишься в бескрайнем океане. В некоторых местах река здесь сливается с озёрами и её ширина становится просто катастрофической.
Малейшее движение воздуха рождает здесь вполне ощутимую волну. Хорошо, когда она попутная, плохо, когда боковая и совсем нестерпимо, когда встречная. На такой ширине падает и скорость течения, а вместе с ней и скорость катера. Именно на этом переходе остро ощутили могущество местных ветров. В Мужах нас встречали корреспонденты ямальских СМИ.
Изначально хотелось сходить в баню, но теперь, понимая свою полную зависимость от погоды, решили, что баня подождет. Быстренько разобрались с хроникёрами, закупили недостающие продукты и, о чудо, полторашку вполне сносного пива и скорее, пока Борей спокоен, тронулись в путь. До Салехарда оставалось совсем немного
и нужно было сполна воспользоваться подарком природы – крайне редким, в этих широтах, безветрием. Последние вахты были и самыми тревожными за весь путь. Бакены и створы здесь перестали подсвечиваться, в темное время суток шли исключительно по навигатору.
Чуть не столкнувшись с бакеном левого берега, словно из-под воды выросшим, включил прожектора. Толку от них на воде немного, но верхушки бакенов покрыты светоотражающей пленкой, в темноте, в свете фар их видно издалека. Напряжение было столь велико, что, передав вахту Олегу, буквально без сил рухнул на спальник, продолжать терпеть это форменное насилие над психикой было сверх моих сил. Визуально берега не видно, по карте до него шагать час полтора. Налети в этот момент ветер и случись что, до берга не доплыть даже в жилете - вода слишком холодная. Пожалуй только в этих местах на реке, у меня было ощущение смертельной опасности. Хотелось даже подготовить спасательный плот на всякий случай. Перейти на штатный двигатель катера, при его аппетитах тоже не вариант, но, слава Аллаху, всё обошлось. В смену Олега быстро начало светать, ночи в этих широтах короткие. Вахта прошла без особых происшествий. Только раз зацепили мель у очередного острова, хорошо, что грунты здесь – песок и суглинок, катер сам сошел с мели, даже «телепузики» не пришлось одевать.Речное дно мы попахали изрядно, дейдвуд блестел отменной полировкой. Опять-же, река к нам была очень милостива, всё же случилась между нами взаимная любовь. Казалось, как можно цеплять дно на такой огромной и полноводной реке? Но минимум один раз в сутки нам это удавалось... Будь на дне камни, про ночные вахты пришлось бы забыть, а так мы напропалую шпарили круглосуточно.
В вахту ПИМа, в десятом часу по судовому времени стали появляться контуры города,
но еще три часа, петляя, шли по реке и, наконец, пристали к острову, в аккурат на траверсе речного вокзала. Кстати, вокзал – красавец, лучший по всей Оби.
Позвонили в администрацию города.
У нас был приветственный адрес от жителей Бийска, хотелось побыстрее завершить официальную часть похода и приступить к неофициальной. Но быстренько не получилось, церемония была назначена лишь на 15:00. Оно и понятно, короткое северное лето, нужно успеть многое и город-порт Салехард жил напряженным ритмом такой же короткой северной навигации.
Река и авиация – это единственные артерии, связывающие большую землю и большинство районов Ямало-Ненецкого Автономного Округа.
Напряженный ритм ощущается повсеместно и на воде, и на суше. Поэтому мы очень благодарны, что и в этой суете, хозяева нашли время уделить нам внимание.
Для официальной церемонии было отведено место у главного пассажирского причала города. Красота необыкновенная.
Счастливые лица пилигримов. Только здесь, ступив на причал речного вокзала, мы поверили - поход благополучно завершён. По нашим лицам видно, что трёхнедельное напряжение начало спадать и можно расслабиться.
Здесь, на речном вокзале, особенно заметна тесная связь жителей округа с рекой.
Сюда же нас приехал встретить будущий владелец катера. Его младшая дочка обследованием катера осталась довольна, а для нас это самое главное. Как любимая дочка скажет, так и будет, это любому счастливому отцу известно.
К трем часам собрались местные СМИ, представители администрации города. Обменялись приветственными адресами. Раздали, уже набившие нам оскомину, интервью...
Было такое ощущение, словно мы протянули невидимую нить от самого Бийска до Салехарда. Здесь, наверное, будет уместно подвести главный итог нашей экспедиции – на реке Обь, от самых ее истоков и до самого устья, живут замечательные люди, они оказались близки нашему экипажу ментально. Где бы мы не останавливались, будь то в больших городах или наоборот, совсем на безлюдных берегах, мы неизменно оказывались среди таких же людей, как и мы сами. Мы все понимаем один язык, имеем одни и те же ценности, едим одинаковую пищу. По всей реке чувствовали себя словно дома. Удивляться тут нечему, ведь все мы жители одной страны и везде - в пасмурном Питере и солнечном Крыму, у пограничного Благовещенска и сурового Салехарда, везде, где бы мы ни были, мы чувствуем себя хозяевами нашей огромной и прекрасной страны. И скажу я вам, друзья, это так здорово – ощущать себя хозяином половины Земного шара. После торжества отогнали катер будущему хозяину, дом которого удачно оказался прямо на набережной. Разумеется, отметили наш приезд роскошным ужином под бутылочку капитанского виски 12-летней выдержки, презентованной нам щедрыми сургутчанами.
Последняя ночёвка на борту нашего катера.
Жаль, конечно, вволю погулять не удалось, утром нас ждал перелет домой и нужно было уложить личные вещи, дать необходимые инструкции новому владельцу катера. Ранним утром передали ключи от катера Андрею. Он же увез нас в аэропорт, сделав по пути небольшую экскурсию по городу.