Найти тему

Это восприняли как наказание. Часть 2

Часть 2

Церковная независимость Москвы

Многие историки придерживаются мнения о том, что в Москве антилатинскую проповедь на протяжении долгого времени вели выходцы из Византии, они читали и переписывали сочинения в монастырях. К проблеме вероучения на Руси всегда относились с крайней степенью ответственности. И маловероятно было бы ожидать от общества, отдающего предпочтение традиционным ценностям, отказа от веры предков столь тяжелой ситуации. Митрополит Исидор не сразу прибыл в Москву. Вероятнее всего, информация о негативном отношении католических епископов к решениям Флорентийского собора поступила намного ранее. Все это не располагало к принятию поспешных решений. Гибель Византийской империи и падение Константинополя под натиском турок в 1453 году были восприняты на Руси как наказание за вероотступничество.

Бытует мнение о том, что русская церковь настолько тяготилась зависимостью от Константинополя, что воспользовалась унией для ее разрыва и объявления автокефалии. Однако, по общепризнанному мнению, независимость от церкви нельзя «объявить» самостоятельно, хотя история помнит и такие случаи. Для получения автокефалии есть лишь один путь — официальное согласие на это той церкви, от которой отделяется ее часть. Согласно христианскому мировоззрению, это должен быть акт любви. Церковь, как истинная мать, должна дать свое благословение на отделение. 

Во второй четверти XV века в Великом княжестве Московском шла тяжелая междоусобная борьба, и длительное отсутствие первопредстоятеля в Москве в такое время было крайне нежелательно. Ведь именно митрополиты, как правило, служили гарантами при заключении княжеских мирных договоров. Во время кровавых междоусобных войн князья были слишком заняты, и, пожалуй, им было не до стремлений церкви к независимости. Назначение митрополита в 1448 году собором русских епископов хоть и являлось вынужденным шагом, но привело церковь привело к фактической автокефалии. Но на Руси всегда осознавали, что для подлинной независимости необходимо согласие на это восточных патриархов, что произошло лишь через 150 лет в момент установления на Руси собственного патриаршества.

Исидора завет

В связи с неприятием Флорентийской унии в Московской Руси вскоре после своего возвращения Исидор был арестован и заточен в кремле, а после сбежал, сначала отправившись в Тверь, а потом и на Запад. Став кардиналом и папским легатом, он продолжал позиционировать себя митрополитом Киевским и всея Руси. В 1459 году после смерти Григория Маммы Исидор стал номинальным константинопольским патриархом. 

Многие современники и потомки задавались вопросом о том, что имело для Исидора большее значение: уния ради единения христианского мира или уния ради спасения собственной родины? О неподдельном стремлении митрополита сохранить остатки Византийской империи свидетельствует то, что в 1452 году он возвратился туда с небольшим войском, остался до самого штурма города и даже оказался в плену. Думается, Исидор осознавал, что греки вышли на диалог только в связи с крайне неблагоприятной ситуацией. На деле же позиции сторон были диаметрально противоположны, а политические интересы не совпадали.

По мнению многих ученых, распад Киевской митрополии в 1458 году и последовавшие за этим события содействовали отчуждению Московской и Литовской Руси. Но слово «отчуждение» не в полной мере описывает ситуацию, сложившуюся еще задолго Флорентийского собора. Решающим фактором стало покорение Литвой русских земель послужило решающим фактором с православным населением и плавный переход их элиты в католическую религию. Большинство почитателей истории сходны с тем, что правители Литвы того времени стремились приобрести независимого митрополита еще в XIV веке. После полного раздела митрополии Киевской и всея Руси в руках митрополитов Московского княжества не осталось никаких рычагов влияния для оказания помощи православному населению Литвы. Патриарх Константинополя же после гибели Византийского княжества также лишился опоры в лице императора и не был способен бороться с притеснениями православных. Когда-то братские народы оказались в абсолютно разных условиях, определивших особенности их дальнейшего развития. 

Часть 1: https://zen.yandex.ru/media/id/5b66bff6264ebb00a805aeb5/eto-vospriniali-kak-nakazanie-5b9607a81c6ec800aebaf305?from=editor