Найти в Дзене

Это восприняли, как наказание

Значительные отличия в религии и культуре России и Западных стран предопределил великий раскол христианской церкви, произошедший в далеком 1054 году. Флорентийская уния, ставшая результатом стремлений преодолеть схизму и провозглашенная в 1439 году, была подписана также русским митрополитом Исидором. Отчего попытка примирения с Ватиканом, предпринятая Византией незадолго до своей гибели, закончилась провалом? Какую роль сыграла политика Исидора в судьбе Руси Московской и русской православной церкви? 

Митрополит-вероотступник

Считается, что русская церковь на протяжении долгих лет стремиться забыть о митрополите Исидоре, вычеркнуть его из своей истории. Она практически не изучает биографию данного исторического деятеля и признает его предателем православия, вероотступником, практически наравне с Власовым. 

Однако, не все согласны с вышеизложенными утверждениями. Некоторой частью исследователей признается то, что Исидор, подписывая Флорентийскую унию, выполнял не свою волю, а лишь действовал по указу императора. Да и информация о митрополите представлена везде, где это необходимо – она в свободном доступе обнаруживается в церковных пособиях, учебниках, статьях, монографиях. К примеру, с полной и объективной биографией Исидора можно ознакомится на официальном сайте РПЦ. 

Пожалуй, для дальнейшего понимания изучаемого вопроса следует разобраться в том, почему фактически обитавший в Москве предстоятель русской церкви официально именовался митрополитом Киевским и всея Руси? Было ли это данью прошлым летам или чем-либо еще?

Киев с древних времен являлся резиденцией митрополитов на Руси, однако во время татаро-монгольского нашествия город был взят и разрушен войском хана Батыя, и оставаться в нем не представлялось возможным из соображений безопасности. Северо-Восточную Русь стала фактическим местом обитания митрополитов. По подтвержденным историческим данным, в 1354 году был издан акт о перенесении резиденции митрополитов Киевских и всея Руси во Владимир-на-Клязьме. Киев же, в случае его сохранности и целости, признавался второй резиденцией. С 1326 года фактической резиденцией митрополитов стала Москва. 

Уния с Ватиканом

Исидор киевский
Исидор киевский

Многие исследователи признают, что Исидор и его единомышленники стремились спасти свою историческую родину, сохранить остатки византийской империи, укрепить положение Константинополя на международной арене. Для достижения этих целей требовалось получить помощь от католических государств Европы в борьбе с турками-османами. На тот момент это был единственный возможный путь. 

В Москве, несомненно, знали о политических настроениях и предпочтениях Исидора, его желании преодолеть схизму с Римом, однако вряд ли предполагали, что ценой подписания унии станут уступки в столь важных вопросах вероучения. Довольно сомнительно, что митрополит и сам в самом начале готов был принять подобные условия заключения унии. 

Результатом Флорентийского собора стало подписание унии на условиях католической религии. По нашему мнению, данное событие не могло преодолеть назревавший раскол христианской церкви, поскольку каждая из сторон стремилась к достижению собственных целей в ущерб интересам друг друга, а восточные патриархи даже не принимали участия в работе собора и в последствии отказались признать его результаты.

Западнорусские земли также отказались от принятия унии. И даже после преодоления схизмы с Римской курией положение не особо изменилось. Часть православного духовенства все же оставалась для католического епископата «схизматиками», от которых требовался лишь полный отказ от своей уникальности. Несмотря на несколько уступок, полного уравнивания прав не произошло.