По мнению писателя и литературного критика Дмитрия Быкова, русский фольклор и литература подарили миру три жанра. Это анекдот, блатная песня и производственный роман. И если с первыми двумя можно не согласиться, то я думаю, сложно оспорить последнее утверждение. Потому что производственный роман мог появиться только в Советском союзе.
В СССР снимался вопрос смысла жизни. Смысл задавался сверху, это был труд. Отныне человек - это что и сколько он произвел. Труд возвеличивается, появляется движение стахановцев. Шахтер Стаханов в 1935 году вместо нормированных 7 тонн угля добыл 102. Через месяц он побил собственный рекорд - 227 тонн за смену. Это страшно представить сейчас, когда труд не является самоцелью. Но в реалиях того времени это был подвиг на славном пути к светлому будущему коммунизма.
Стремление скорее приблизить утопическую жизнь оправдывало любой тяжелый труд. Его прославляли не только передовики производства, но и литература. Так и появился производственный роман.
«Основным героем наших книг мы должны избрать труд, то есть человека, организуемого процессами труда, (…) и человека, в свою очередь, организующего труд более легким, продуктивным, возводя его в степень искусства» (М. Горький на Первом съезде советских писателей в 1934 году)
Появляется роман "Цемент" Федора Гладкова, герои которого из-за постоянной занятости вынуждены отдать дочь в детдом, где та умирает от голода. Выходит "Время, вперед!" Валентина Катаева, его герои ночуют на стройке, забывая о первичных потребностях в еде и отдыхе. Вслед за ними пишутся десятки других аналогичных книг. В них иногда появляются герои, ищущие смысл жизни, задающие вопросы, но в рамках жанра такое поведение персонажей становится признаком их моральной капитуляции, а потому герои эти заканчивают плохо, в том числе, самоубийством.
В современной литературе производственного романа нет. Однако, считает Дмитрий Быков, как бы мы ни смеялись над ним сейчас, герои современных книг становятся обезличенными именно потому, что они не трудятся. Следователи раскрывают дела по чутью, а не благодаря интеллектуальной работе; рекламщики и менеджеры никогда за трудом не замечены, даже наоборот. Поэтому в каком-то смысле обновленный производственный роман русской литературе нужен. Другое дело, что страна для этого должна жить насыщенной жизнью и развиваться. А мы пока этого не видим.
Источники
Открытый урок с Дмитрием Быковым. Русский производственный роман
Если Вам понравилась статья - подписывайтесь на Читающего котофея!Каждый день на канале выходят интересные факты, истории, рекомендации из мира литературы и чтения!
Может, у Вас есть предложения, о чем бы Вы хотели узнать? Предлагайте свои идеи в комментарии!