Найти в Дзене
muntaqa.info

Правовое положение (хукм) сетевого маркетинга

Оглавление

В кризисные времена с особой силой зарождаются и распространяются сомнительные виды денежных и торговых операций. Среди видов деятельности, построенных на схемах, которые вызывают немало вопросов, особое внимание привлекает такой вид рыночной активности, как сетевой маркетинг. И это тот вид деятельности, относительно положения которого наблюдается едва ли не совершенное единогласие у современных исламских ученых из самых разных направлений, школ и стран. Ниже собраны фатвы ученых о сетевом маркетинге с указанием их основных доводов по вопросу.

1. Ответ Постоянного комитета по фатвам Саудовской Аравии

Фатва №22935

Вся хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам.
А затем: в Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам поступило много вопросов о деятельности компаний сетевого или пирамидального маркетинга, вроде компании «Бизнес» или «Хиба аль-Джазира». Суть деятельности которых заключается в том, чтобы убедить человека купить их товар или продукт с тем, чтобы он принялся убеждать других тоже купить, чтобы другие тоже принялись убеждать других и так далее. Чем больше будет уровней участников, тем больше комиссионных получает первый из них, так что это могут быть тысячи риалов (валюта КСА). И каждый участник убеждает следующего присоединиться, чтобы заработать большие комиссионные, которые он может заполучить, если преуспеет в завлечении новых участников в члены организации. Это называется сетевым или пирамидальным маркетингом.

Комитет отвечает, что данный вид торговых отношений запрещен (харам). Потому что целью этой деятельности является получение комиссионных, а не продуктов производства. Комиссионные достигают десятков тысяч, в то время как стоимость продукции не превышает нескольких сотен. И каждый разумный, которому предложат сделать выбор, выберет комиссионные. Поэтому такие компании в своем маркетинге и продвижении товаров опираются на завлечение большими размерами комиссионных, которые может получить участник, на обольщение его чрезмерно большой прибылью за малую плату — плату за стоимость продукта. Таким образом, продукция, которую представляют эти компании — это только лишь прикрытие и средство для получения комиссионных и прибыли.

И поскольку такова суть данного вида торговых отношений, то оно является запретным (харам) по следующим причинам:

Во-первых, потому что в нее включены оба вида ростовщичества (риба) — ростовщичество надбавки (фадль) и ростовщичество задержки (насиа). Участник платит небольшую сумму, чтобы получить большую. Он обменивает деньги на деньги с разницей в размере и отсрочкой. Это и есть ростовщичество, которое запрещено ясным шариатским текстом (насс) и единогласным мнением (иджма’). А что касается товара, который компания продает клиенту, то это только прикрытие для обмена. Этот товар не является целью участника и (потому) не влияет на правовое положение (сделки).

Во-вторых, потому что это вид обольщения неизвестным при угрозе потери (гарар), который запрещен (харам) в шариате. Ведь участник не знает, сможет он привлечь нужное количество других участников или нет. Пирамидальный или сетевой маркетинг, сколько бы он ни распространялся, достигнет положения, на котором остановится, и участник, когда присоединяется к пирамиде, не знает, окажется ли он в верхних этажах пирамиды и получит прибыль, или окажется в нижних этажах и будет в убытках. А действительность такова, что большинство участников пирамиды оказываются в убытке, кроме мизерного количества людей, находящихся в ее верхушке. Получается, что преобладает убыток, а это и есть суть «гарара» — вероятность двух исходов, преобладающий из которых более пугающий. И пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил «гарар», как передал Муслим в «Сахихе».

В-третьих, посредством этой деятельности торговые компании незаконно заполучают имущество людей. Поскольку пользу от нее получает только компания и тот из участников, посредством выплат которому завлекают и тешат обманчивыми ожиданиями других. С запретом этого пришел ясный шариатский текст, как сказано в словах Всевышнего: «О те, которые уверовали, не пожирайте незаконно ваше имущество между собой».

В-четвертых, по причине того обмана, подтасовки и мошенничества, которые содержатся в данной деятельности. Со стороны того, что представляется, будто продукция — это цель торговых взаимоотношений, а действительность обратна этому. И со стороны того, что людей обольщают большими комиссионными, которые, в основном, не достигаются. Это относится к обману, запрещенному шариатом. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто обманывает, тот не от меня». Хадис передал Муслим в «Сахихе». И сказал: «Оба участника сделки имеют право выбора, пока не разлучатся. И если они оба были правдивы, то будет благословенна их сделка. А если лгали и скрывали, то стирается благословение их сделки». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам
Председатель: Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Мухаммад Али аш-Шейх.
Члены: Салих ибн Фаузан аль-Фаузан, Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Гудаян, Абдуллах ибн Мухаммад аль-Мутляк, Абдуллах ибн Али ар-Рукбан, Ахмад ибн Али Сейр аль-Мубараки.

См. «Фатауа аль-Ляджна» 2/238-242.

2. Ответ Центра фатв при Министерстве исламских дел Катара

Выдержка из фатвы №35492

«После ознакомления с программой сетевого или пирамидального маркетинга, прояснилось, что не разрешается ни присоединяться к ней, ни привлекать к ней других. 
Поскольку в этой системе невозможно вырасти без того, чтобы были те, кто окажется в убытке за счет которого преуспеют те, кто получит прибыль. Независимо от того, остановился рост или нет, последний уровень членов организации непременно окажется в убытке. Без этого невозможны мнимые комиссионные для более высоких уровней. Это значит, что большинство терпит убыток ради прибыли меньшинства. А заполучение этих средств не по праву — это незаконное поедание чужого имущества, которое запретил Аллах.
Также данная программа работает только за счет обольщения других и осуществления им мнимой продажи в пользу немногих глав компании. Кто вступает в такую программу, тот не имеет цели овладеть товаром, но всеми движет азарт разбогатеть за счет комиссионных. Вступающего обольщают богатством, чтобы он оплатил стоимость присоединения к этой программе».

3. Ответ муфтията Палестины

Фатва №393

Вопрос: «Каково правовое положение (хукм) компаний, работающих по принципу сетевого маркетинга, которые распространены сейчас?»
Ответ: «… Высший комитет по фатвам в Палестине выпустил несколько постановлений о запрете взаимоотношений с подобными компаниями…»
Муфтий: шейх Мухаммад Ахмад Хусейн.

В ответе также приводится подробное объяснение причин, и оно практически не отличается от того, что уже было изложено выше.

4. Ответ муфтия Иордании

Прежний муфтий Иордании, шейх, д.н. Нух Али Сальман известен как приверженец шафиитского мазхаба. Далее выдержка из его фатвы о сетевом маркетинге.

Фатва №644

«Система сетевого маркетинга и начисления комиссионных в нем не относится к разделу разрешенного в шариате посредничества, а относится к запретным азартным операциям (майсар, кымар), поскольку участники обычно присоединяются только для получения комиссионных за привлечение других клиентов. И если участник приведет некоторое количество клиентов, выполнит условия компании, то получит комиссию, которая может быть выше или ниже той суммы, которую он заплатил вначале. А если у него ничего не получится, то потеряет всю сумму. Эта вероятность относит данный вид отношений к разделам «гарара» и «майсара».

5. Ответ ханбалитского шейха

Спросили шейха Мухаммада ибн Абдульуахида аль-Азхари: «Да хранит тебя Аллах, о наш шейх. Не облагодетельствуешь ли ответом, о шейх: каково правовое положение сетевого маркетинга? Прошу прощения за повторение вопроса».

Ответ: «Он не разрешен».
См. 
https://ask.fm/Mohamadabdelwahed/answers/134790989027

6. Позиция муфтията Египта

Шейхи египетского муфтията выразили в решении больше осторожности. Они рассмотрели один из видов сетевого маркетинга, вынесли решение о его запретности и, учитывая большую вероятность наличия подобных нарушений и в других видах, сочли необходимым в общем воздержаться от остальных, считая при этом, что каждый вид нуждается все же в отдельном рассмотрении для точного решения.

Говорит муфтий Арабской Республики Египет, проф., д.н., шейх Шаукы Ибрахим Аллям: «К нам поступил вопрос, в котором говорится: «Каково правовое положение сетевого маркетинга?» И ответ заключается в том, что вопросы, связанные с сетевым маркетингом — это вопросы, в которых идет развитие, и они отличаются день ото дня. Поэтому необходимо рассматривать каждый вид по отдельности, чтобы прояснилось шариатское положение (каждого из них). Египетский муфтият уже вынес фатву о запрете подобного вида торговых отношений в определенном виде, о котором был вопрос. Поскольку он (муфтият) обратил внимание на то, что данный вид сделок окружает неизвестность, итем более нет законодательного порядка, который бы устанавливал четкие границы в данном вопросе, и, кроме того, учитывая то, что фиктивность окружает этот вид отношений и проникает в него. Поэтому Египетский муфтият счел правильным запрет (сетевого маркетинга) на это время. Однако, нам нужно рассмотреть каждый вид по отдельности, чтобы высказать подходящее правовое положение. И Всевышний Аллах лучше знает».

Источник: https://muntaqa.info/setmarket
Твиттер:
https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai