Утром дивизии предстояло быть на другом берегу полноводной Тисы. Берега ее гитлеровцы укрепили огневыми точками и оплели колючей проволокой, намереваясь сдержать натиск наших наступавших войск.
Комдив принял решение ночью высадить группу разведчиков на вражеский берег, и если позволит обстановка, то вслед за ними перебросить пехотинцев и легкую артиллерию — в ночном бою захватить плацдарм.
В числе опытных разведчиков это задание было поручено и гвардии сержанту Петру Лытанову. О его храбрости и ратном мастерстве говорили ордена Славы III и II степени, полученные им в феврале и июле 1944 года за дерзкие ночные вылазки, разведку ценных данных и взятие «языков»...
— Надеюсь на вас, сержант!
— сказал комдив и добавил:
— И на вашу удачу!
Группа ушла в ночь. Долгим было ожидание. Сосредоточился батальон первого броска. Запрятанные в кустах, стояли лодки и плоты...
На вражеской стороне все было спокойно. Только время от времени то в одном, то в другом месте взлетали, отражаясь в Тисе, ракеты...
Наконец на том берегу условно мигнул фонарик. Разведчики указывали бойцам место высадки. Раздалась тихая команда:
«Вперед!»
Десятки лодок и плотов были тотчас же спущены на воду, на них погрузили все необходимое для боя — и двинулись вперед. Все ближе и ближе вражеский берег. Еще бы пяток минут, но взлетевшая ракета высветила переправлявшихся бойцов. Заговорили минометы и пулеметы. Закипела река.
На плацдарме по огневым точкам врага в упор ударили автоматы разведчиков, раздались взрывы гранат. Враг распылял свои огневые средства: бил и по реке, и по группе наших бойцов, уже находившихся на берегу.
Разведчики сражались умело. Недаром их подразделение пользовалось в дивизии заслуженной славой. Гвардии сержанты Павел Фастов и Иван Колюжный, гвардии рядовые Николай Левченко, Тихон Кирин, Петр Волохов, Яков Федотычев, Василий Иньков были награждены орденом Славы. Имели награды и другие воины.
Да и те бойцы и командиры, что вслед за разведчиками броском преодолевали ночью Тису, имели за плечами многомесячный опыт боев. Недаром воздушно-десантная дивизия была гвардейской, носила наименование Звенигородской, Боевое Знамя ее было увенчано орденом Суворова...
Гвардейцы-десантники закрепились на плацдарме, а гвардии сержанта Петра Лытанова отправили на левый берег с донесением о боевой обстановке на плацдарме.
Днем 5 ноября 1944 года противник подтянул резервы и стал контратаковать десантников. Несколько атак было отбито, когда по рации в штаб поступило тревожное донесение — кончаются патроны и гранаты. Нужны и пулеметы для поддержки. Надо под прицельным огнем противника попытаться среди белого дня переправить на ту сторону лодку, груженную боеприпасами. И снова выбор пал на гвардии сержанта Петра Лытанова.
«Удачи тебе, сержант!»
— вторично за эти сутки сказал разведчику комдив.
Как дальше происходили события, пусть расскажут строки из наградного листа:
«...река простреливалась пулеметами и орудиями прямой наводкой. Раздевшись, Лытанов с двумя разведчиками решил выполнить трудное задание, доставить под огнем противника пулеметы и боеприпасы на правый берег. Погрузив необходимое в лодку, смелые разведчики быстро поплыли, борясь с течением реки... Ливень пуль и снарядов осыпал все кругом. Но ничто не остановило их движения, хотя появлялись все новые и новые пробоины. Когда берег был рядом, Лытанов выпрыгнул из лодки, повел ее к берегу, где с нетерпением ждали желанной помощи.
Ценный груз поспел вовремя. Шестая контратака противника захлебнулась в его собственной крови. И еще девять контратак отбили отважные разведчики, уложив десятки трупов перед своими пулеметами».
Плацдарм был удержан, а затем с него ударили высадившиеся на следующую ночь главные силы, враг был смят и отброшен от водного рубежа. Дивизия пошла дальше. На запад. К Победе.
За исключительную отвагу и мужество, готовность пожертвовать собой во имя Родины гвардии сержант Петр Степанович Лытанов был удостоен звания Героя Советского Союза.