ЗИС-5, легендарный "Захар"… Легендарный, как и вся техника, прошедшая войну,"виллисы", "эмки", "студебеккеры", "полуторки", "катюши"… Сегодня у нас появилась возможность не только рассказать об одном из "Захаров", но и увидеть его в действии.
О легенде военного автопрома в одном из огородов на севере Сахалина поисковики одного из военно-патриотического отряда по реставрации узнали случайно. Раритет 1936 года выпуска оказался единственным на территории Сахалинской области. Вид и состояние ее было совсем не легендарным. Деревянный кузов сгнил, пару колес вросли в землю, остальных не было, покрытие кабины сопрело. Куча металлолома, да и только.Машину не запускали несколько десятков лет. Но главное было желание восстановить, и "поисковики" приступили к переговорам с владельцем. Как выяснилось легендарный "Захар" участвовал в боях за освобождение юга Сахалина в 1945 году, а потом был передан на работу в сельское хозяйство. Бабушка хранила эту машину как память, о своем муже, умершем несколько лет назад. Старушка напрочь отказывалась передавать технику кому-либо. Не один день ушел на уговоры. Но все таки владелица исторической ценности решилась. Бабушки пришлось объяснить что машина после реконструкции станет достоянием общественности и сможет принимать участие в военных парадах.
И вот началась длительная эвакуация легендарной машины. Автомобиль долго и поэтапно перевозился, сначала его погрузили манипулятором и вывезли из села, где он стоял, затем до областной столицы, и затем он уже попал в Южно-Сахалинск, где и преступили к его реставрации. Изначально планировалось отыскать оригинальные запчасти, такими запчастями занималась одна из фирм в Санкт-Петербурге которая оказывает слуги по извлечению затонувших в годы Второй мировой войны машин со дна Ладожского озера. Затем после извлечения отправляет деталь заказчику. Однако в культурной столице заломили такую цену, которая оказалось просто непосильной. Пришлось искать варианты на месте.
Достать нужно было вообще все: редуктор, навесное оборудование, карбюратор, бензонасос, генераторы. Искали везде, в гаражах, на свалках, в пунктах приемки металлолома, на сайтах по продажам. Колеса нашли у частного коллекционера, в пункте приема металлолома удалось обнаружить переднюю ось.
На восстановлении трудился весь коллектив автошколы ДОСААФ Южно-Сахалинска. Весть о том что в этих краях восстанавливают легендарную машину разнеслась по всюду, люди приходили фотографировали. Выявились на работах и настоящие патриоты своего дела. Кулибин 21 века, он посвятил восстановлению ЗИС все свободное время, задерживался вечерами, приходил по выходным. Так, в результате русской смекалки, помощи профессионалов, огромного желания сделать хорошее дело из кучи металла, фанеры, досок стали вырисовываться узнаваемые всему миру черты.
И вот, наконец, все основные работы были завершены. Механикам все-таки удалось запустить автомобиль. До сих пор идет доработка механики, есть некоторые проблемы с двигателем, так как машина хоть и простоя, но недостаток некоторых деталей, которые вообще невозможно найти, все это затрудняет и длится долгое время. Такие запчасти как лобовое стекло, в оригинале найти вообще нельзя, поэтому будет изготовлен на заказ будет осуществляться специально, из триплекс для безопасности.
Первый выход в свет единственный на Сахалине ЗИС-5 совершил уже 7 мая. Участие в параде Победы 9 Мая и в празднованиях даты освобождения Сахалина. И будет размещен в музее военной техники. Все кто принимал участие в реставрации, жили одной идеей. Их грела только одна мысль, что ветераны на День Победы вновь смогут сесть в легендарный «Захар», не раз спасавший жизнь, это доставит им огромную радость.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал.
Наша страница Вконтакте - vk.com/truckinflight