Как можно видеть, история Ливии в XX веке была очень нестабильной, она полна резких изломов, но в основном это происходило из-за того, что судьба государства находилась в руках иностранных держав. Несмотря на попытки сломить такое положение дел, Ливия не была в состоянии этого сделать, сбрасывая зависимость от одних держав и оказываясь в орбите влияния других.
XX век дал огромное количество возможностей ливийцам. Вовлеченность Италии в Первую Мировую на европейском театре боевых действий обусловило относительную свободу от колониального засилья, следствием чего стало активное развитие национально-освободительного движение и подготовка к борьбе за независимость.
После окончания войны Италия была слишком ослаблена чтобы ввязываться в долгую и изнурительную борьбу с поднимающим голову Триполи. Вместо этого был заключен договор, по которому Триполи входило в юрисдикцию Италии, но Италия не вела боевых действий. Это позволило выиграть время и консолидироваться антиколониальным силам Ливии.
После прихода к власти Муссолини и установления фашизма вследствие социально-политического кризиса, итальянцы начали усиленную экспансию в Ливию. На первых порах им не получилось продвинуться далее, чем их предшественникам до Первой Мировой: Италия сохраняла контроль над административными центрами, но не могла подчинить себе внутренние районы страны. К началу 30-х годов итальянское руководство нашло выход из ситуации. Местное ливийское население сгонялось с плодородных земель, которые передавались итальянцам, в результате чего было вынужденно либо голодать, либо поступать в подчинение, а, следовательно, и в зависимость к итальянским плантаторам и земледельцам, либо идти и искать работу в городах, контролируемых итальянцами. Эти меры поставили Ливию в окончательно подчинённое положение. Все оппозиционные и антиоккупационные силы бежали из страны. За время засилья итальянцев Ливии был нанесён ужасный ущерб, её экономика была уничтожена. Это не было на руку и самим итальянцам.
Для освобождения своей страны, вожди ливийских племён заключили договор с англичанами о военной помощи и союзничестве. Также в освобождении Ливии приняли участие французы. В результате Ливия, освободившись от итальянской оккупации, приобрела новых влиятельных покровителей. Однако созревшая к тому моменту идеология национального самосознания и растущая радикализация общества вследствие тех лишений, которые последовали за итальянской оккупацией и Второй Мировой, вытолкнула ливийский народ в объятия идей социализма. По сути, спустя примерно 40 лет Ливия оказалась на месте Италии 1922 года. Ливия ничего не выиграла от изгнания оккупантов и победы во Второй Мировой. Установившаяся монархия обслуживала лишь свои узкие интересы и удовлетворяла нужды только наиболее приближённых к монархии слоёв населения, как правило это была компрадорская буржуазия, обеспечивавшая взаимодействие между монархией, стремящейся сохранить за собой власть и потому нуждавшейся в поддержке и западных покровителей их Англии и Франции.
Таким образом мы можем однозначно сказать, что нахождение Ливии в системе международных отношений являлось одним из факторов, приведших Ливию к революции аль-Фатех. Полная смена правящих элит, слом старых устоев и перестройка общества – единственные факторы, которые были способны разорвать бесконечный круговорот из освобождения Ливии от одних зависимостей и впадения в другие. Но они были возможны только в результате революционного свержения власти и установления новой. Только после этого Ливия получила относительную независимость, подобно фашистской Италии, на деле проделавшей точно такой же путь, который помог ей не считаться с мнением мирового сообщества и избавиться от слабой монархии, которая более не была способна ни на что кроме компромиссов и молчаливо переносить унижение после окончания Первой Мировой, в которой Италия участвовала наравне со всеми, но ничего не получила. Так же и «Свободные офицеры» Ливии видели слабость в текущем государственном порядке, чья слабость и зависимость явно мешала идти Ливии вперёд.