Я хочу в это раз рассказать не о себе, а о командире нашей разведгруппы, Кузьме Гнидаше.
И снова нас направили во вражеский тыл. На этот раз — в Беларусь. Определять количество дивизий, эшелонов, прибывающих ежесуточно на местные станции, характер вооружения, узнавать о планах фашистов.
Переправлялись через линию фронта мы самолетом. Как зашли в заданный квадрат началось десантирование.
Для большей безопасности наш командир разделил бойцов на несколько небольших групп — по 2-3 бойца в каждой.
Сам Кузьма вместе с нашей радисткой Кларой Давидюк расположились в селе Хоростув. В этом поселке не было немцев и он стал сердцем нашего развед-отряда.
Отсюда тянулись невидимые нити на Слуцк, Осиповичи, Минск, Новоельню, Слоним, Пинск, Белосток. Везде в этих городах велась наша группа вела разведку.
Только в течение первого месяца Клара 90 раз выходила в эфир с новыми данными.
И каждый раз нарывалась на смертельную опасность, ибо фашисты сходили с ума от ярости, пытаясь установить, где скрываются разведчики. По лезвию ножа ходили и бойцы.
К примеру, Кузьма под видом коммерсанта, торговца вином, наведывался в Брест, где познакомился с польским помещиком, дружил с фашистами.
Поляк «вывел» Кузьму на майора армейской разведки, падкого до алкоголя, денег и золота...
Полученная информация помогала советской авиации попадать в самое «яблочко» врага — взлетали в воздух живая сила и эшелоны. Заблаговременно «встречали» немецкие диверсионные группы.
В целом наша группа собрала и отправила в Центр более 200 радиограмм с ценными развед-данными, которые пригодились штабу Первого Белорусского фронта во время разработки операции «Багратион».
Гитлеровская контрразведка ощетинилась: гибель засланных диверсантов, бомбардировки хорошо замаскированных объектов, другие акции свидетельствовали о том, что кто-то чужой хорошо владеет секретной информацией.
Поэтому и усилили карательные операции, пытаясь выйти на наш след. И это им удалось.
Как не пыталась Клара быстро менять место выхода в эфир, ее все-таки запеленговали. Произошло это в районе городка Слоним.
Фашисты бросили в наш квадрат целую дивизию СС-овских головорезов. Наша группа попала в окружение. В течение пяти суток мы всемером пытались вырваться из окружения.
Командир получил тяжелое ранение, в ходе одной из перестрелок с наступающими нам на пятки карателями.
Мы по очереди несли его на самодельных носилках. Это очень сильно тормозило группу и фашисты всё время висели у нас на хвосте.
Когда командир понял, что всем не вырваться, то отдал последний приказ: оставить его в окопе, выкопанном наскоро в лесных зарослях, а остальным прорываться.
Приказ выполнили все, кроме радистки Клары, — она до последней секунды оставалась рядом с командиром.
Когда к ним подбежали немецкие овчарки и уже готовы были броситься на них, Кузьма взорвал противотанковую граната.
До начала операции «Багратион» они не дожили 5 дней.
24 марта 1945 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Кузьме Гнидашу звание «Герой Советского Союза».
Ставьте лайк! И вы будете видеть больше похожих статей! Подписывайтесь на канал! Чтобы не пропустить новые статьи!