Сегодня у нас в команде небольшой праздник – вот уже полгода прошло с момента создания #АРТШЭРИНГ - а. Мы посчитали, что первый осознанный микро-юбилей – это достаточно веский повод для того, чтобы подробнее познакомить вас с нами, с тем, как эти полгода у нас прошли, и тем, что ждет нас всех впереди. Здесь же – небольшой очерк, как говорится «о методе», а значит, будет много скучных слов о культуре или даже философии в общем смысле, нашем методологическом восприятии вещей, другими словами, вещей довольно абстрактных, но вместе с тем, о том – во что мы верим, о чем переживаем и чему радуемся. Поэтому, если у вас есть на примете что-то более полезное, на что вы можете потратить свой воскресный вечер – смело делайте это прямо сейчас, особенно, если это сделает вас хоть сколько-нибудь счастливее. Для тех же, кто хочет остаться и познакомиться – милости просим, а после прочтения обязательно выходите с нами на связь – мы рады тому, что вы с нами, и будем рады стать еще ближе.
В первую очередь, #АРТШЭРИНГ – это люди: 3 постоянных автора (Глеб, Маринуша и Паша), 2 активных приглашенных автора (Люся и Зина), несколько информационных партнеров и 835 подписчиков (надеемся, довольных, что они с нами, настолько же, насколько мы рады, что с нами они). Полгода назад Глеб, Маринуша и Паша договорились между собой, что станут делиться друг с другом интересными культурными вещицами, выводами и мнениями не только в рамках дружеских дискуссий, но и в определенном канале (тогда еще никем не посягаемой социальной сети) – чтобы наши выводы и впечатления фиксировались, а такие же заинтересованные в культурном обогащении личности могли стать частью этого расширенного дискурса. Основной принцип был и остается – писать об интересном в окружающей нас культуре с нашими личными эмоциями и нашим лицом. С тех пор #АРТШЭРИНГ – это примерно 160 провернутых через самих себя постов, статей и рецензий, основными темами которых стали все возможные проявления современной культуры – мероприятия, места и объекты (музыка, театр и кино и изобразительное искусство).
Мы, конечно, не потребляем культуру просто так. Здесь и далее мы расскажем вам о том, что именно является целью нашего поиска в современной культуре (и что мы находим хорошим и верным), а заодно и сделаем небольшой рекап уже написанного материала (на который будем делать отсылки по ходу дела).
Здесь важно оговориться, что есть много возможных подходов к процессу потребления культуры, каждый из которых вы выбираете для себя сами в тот или иной момент. Кто-то говорит, что фокусироваться нужно на эмпатии, то есть считать тот или иной культурный объект хорошим тогда, когда он вызывает в вас те или иные эмоции, на которые рассчитывает. Кто-то утверждает, что в любом культурном объекте важен контекст его производства, заложенные в него скрытые и открытые смыслы и видение автора. Мы же, выступая и в роли потребителя, и в роле исследователя культуры, пытаемся совмещать эти крайности и исследовать современную культуру в целом, исходя из понимания тех или иных её проявлений (ищите пример – в Саундтреке Человека со Звезд). Разговаривая на этом уровне мы с вами перестаем задавать себе вопрос «Почему это красиво?» или «Почему это интересно?», а задаемся вопросом, чаще всего, более субъективным – «Почему это важно?».
Таким вопросом мы часто завершаем все свои статьи не случайно. Любой культурный объект – это ребенок своего времени, а значит, что «важно» для одного из нас может быть «важно» и для многих, а может – и для общества в целом. «Почему это важно?» – это вопрос, на самом деле о том, какие выводы мы можем сделать, когда слышим ту или иную песню, смотрим тот или иной фильм, посещаем то или иное общественное событие. Выводы как личные, о себе самих, так и об обществе, в котором мы живем (например, вопросом «Что такое человек?» мы задавались в Сай Фай: Между строк). Вопрос о том, какой вывод сделать – это уже вопрос не просто о том, что «важно», но о том, что «истинно». И каждый раз, когда мы обращаемся к культурному объекту, для нас – это чье-то видение и выражение этой истины. И на самом деле, задавая себе вопрос «Почему это важно?», каждый из нас начинает формировать свое собственное её видение.
Конечно, можно по-разному относиться к самому слову «истина». Например, основной целью философии модернизма было пересобрать понятие этой «истины» и сделать его универсальным и общим для всех. Именно поэтому прошлый век считается временем столкновения конфликтных модернистских конструкций (главным образом, социалистической и капиталистической). Более подробно о нашем погружении в историю модернизма можно прочитать в Космической Мечте и Рациональном искусстве.
К концу века ни у кого не оставалось сомнений, что ни одна единая система убеждений не может сделать счастливыми всех и сразу – социалистическая парадигма была практически стерта, капиталистическая – не принесла в мир ожидаемого процветания. Это породило разочарование, которое в свою очередь выродилось в философию пост-модернизма – основной идеей которого было отрицание существования «единой истины» – выраженное в нарочитой иронии и сарказме, деконструкции больших идей в более мелкие и утилитарные (хотя о хорошем проявлении этого мы писали, например, в посте про сериал Офис), замене стремления к трансцендентному нисхождением к имманентному (то есть, от вечного, потустороннего, к временному, посюстороннему). О последнем мы писали, например, в Горькой мести и в Отрицая Старое, Создаём Новое, наши же общие рассуждения на тему иронии пост-модернистской культуры над «единой истиной» можно найти в Отголосках «451° по Фаренгейту» и Супергерое нашего времени.
Но ничто не стоит на месте. Во многих странах (и что говорить, в нашей – это заметно невооруженным взглядом) общественное сознание реанимирует модернистские идеи – как негативные, вроде идеологии, поляризации мира, так и позитивные – вроде идеи героизма, любви и мира (читайте об этом в нашем посте о клипе See You Again), и во всем этом – оставляет поодаль пост-модернистскую деконструкцию и сарказм. Результатом этого, например, может считаться и поляризация российского общества на сторонников идеи «русского мира» и сторонников интеграции страны в мировое сообщество. Со-существование этих двух противостоящих друг другу идей – это результат перемен в современном обществе, которое начинает оправляться от потрясений и краха модернистских систем, и в то же время – которое устало от вездесущей иронии и саморазрушения пост-модернизма (о подобном стремлении человека от иронии к просветлению читайте в нашем посте о сериале Патрик Мелроуз). Не все с этим согласятся (и мы не будем утверждать это как неоспоримый факт), но одной из самых перспективных и современных философий, пытающихся объяснить данные обществе и культуре тенденции является концепция мета-модернизма (термин обязан своим рождением голландским философам Вермюлену и Аккеру). Приставка «мета-», по сути, означает «над-», а основной идеей мета-модернизма является утверждение, что современная культура постоянно осциллирует (колеблется) между состояниями строгой структуры модернизма и деконструкции пост-модернизма.
За счет этого нового способа мышления общество реанимирует классические истины вроде добра, зла или, например, большой победы, отрицаемые пост-модернизмом как таковые. В то же время, за счет механизмов деконструкции пост-модернизма общество сдерживает себя от создания новых доминантных (и в крайнем случае, тоталитарных) идеологий. Тем самым, человек культуры мета-модерна совмещает в себе и просвещенную наивность, и прагматический идеализм. В процесс создания культурного объекта вовлекается сам зритель, а вместо «глобализации» теперь мы имеем «глокализацию» – процесс создания глобальной культуры и единого мира планеты Земля, при котором локальные общества сохраняют свою идентичность и даже проецируют свои культурные практики на глобальную культуру, которую адаптируют под себя, исходя из своих особенностей. Вместо идеологизации эта культура постоянно эволюционирует, изучает себя, пересобирается и оставляет только наиболее продуктивные культурные и ценностные структуры, необходимые в ту или иную стадию общественного развития. Этот постоянный процесс эволюции глобальной культуры знаменует путь к так называемому «концу истории», являющуюся, по философскому предположению, точкой достижения человечеством некоторой идеальной формы бытия, при которой достигнут устойчивый рост благосостояния, культура формирует общественное согласие, а противоречий, подталкивающих историю прошлого, не осталось.
Как говорил Данила Багров, «Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней». Именно изучению того, как современная культура сама пересобирает себя и самое понятие «правды» мы и посвящаем основную деятельность #АРТШЭРИНГ–а. Мы считаем, что в культуре нет места противостоянию, ведь любая идеология приводит к фанатизму, который в свою очередь приводит к разобщению. И если #АРТ – это про самовыражение человека, его видения и идей в форме объекта культуры, то #ШЭРИНГ – это про обмен этими культурными объектами, впечатлениями и переживаниями, которые они вызывают. Благодаря этому обмену и происходит совместное развитие новой культуры мета-модернизма, которая однажды поможет нам всем лучше понимать друг друга, лучше к друг другу относиться и жить в мире и гармонии друг с другом.
Спасибо вам за то, что вы с нами! Дальше – больше.
Искренне ваши,
Глеб, Маринуша и Паша из #АРТШЭРИНГ – а.