Продолжаем разбирать классику 90-х. Шел 1994 год, и французский режиссер Люк Бессон выпускает в мировой прокат фильм «Leon». Кино снято по авторскому сценарию Бессона, а главные роли достались таким известным актерам как Жан Рено, Гэри Олдман, Натали Портман и Дэнни Айело. Фильм входит в различные топы, на данный момент он занимает 27-ю строчку в рейтинге лучших фильмов IMDB, и мы попытаемся разобраться в причинности такого успеха.
Фильм предлагает нам погрузиться в историю профессионального киллера и девочки-подростка. Мы наблюдаем за развитием двух сюжетных линий, принадлежащих главным персонажам: Леону и Матильде. В экспозиции фильма, начиная с первых сцен, нам раскрывают Леона через его действия. Режиссер интересно и сочно показывает на экране профессиональное мастерство Леона, а также концентрирует внимание зрителя на визуальных деталях, раскрывающих характер этого героя. Его фирменные круглые очки, спокойная и размеренная речь, стакан молока на столе, который он выпивает. Автор создает образ хладнокровного и расчетливого убийцы.
Для дополнительного раскрытия образа Леона режиссер показывает действия героя в бытовых делах: как он ходит в магазин, ухаживает за цветком, гладит белье и прочее. Мы понимаем, что этот человек за маской невозмутимости и безжалостности к людям скрывает глубокое одиночество, это также сопровождается соответствующим музыкальным рядом.
Далее в параллельных сценах нам показывают дополнительные детали жизни Леона и Матильды. Родителям откровенно наплевать на свою дочь, старшая сестра ненавидит Матильду, единственные хорошие отношения у Матильды только с пятилетним братом.
Стоит также отметить сцену, в которой Бессон раскрывает почти детскую наивность Леона, когда он смотрит старый американский фильм с искренним удивлением. Жестокость сочетается с детской наивностью.
Я хочу акцентировать ваше внимание на одной ключевой сцене. Леон встречается с Матильдой на лестничной клетке, у нее кровоподтек под носом, который она пытается скрыть, но Леон останавливается и протягивает ей платок. Это очень важный момент в фильме! Матильда лишена родительской любви, она предоставлена самой себе и потеряна для социума, и вдруг Леон обращает на нее внимание. Он дает ей совсем немного, буквально самые крохи в виде носового платка и пары скупых слов, но ей этого уже достаточно. Именно с этого момента между ними образовывается связь. Поэтому, когда Матильда возвращается из магазина с покупками, она идет именно к Леону. Не потому что она пошла в магазин для него, она могла бросить пакет и убежать, как только она увидела головорезов, однако она целенаправленно прошла мимо них, потому что только он может ее защитить.
И дальше идет отличная сцена, когда Матильда стоит перед дверью Леона, а за ее спиной люди, готовые застрелить ее в любую секунду. Рука мастера создает непререкаемую сцену по эмоциональному накалу, можно смело помещать ее в учебники по кинодраматургии. Леон колеблется, но мы знаем, что он уже сделал выбор. С этого момента заканчивается экспозиция и завязывается конфликт. Матильда хочет отомстить за смерть брата. С точки завязки конфликта сюжетные линии Матильды и Леона переплетаются в одну, и сюжет двигается за счет их взаимоотношений.
Наше внимание всегда цепляется за контрасты, поэтому Люк Бессон создал драматическую ситуацию, в которую он поместил ребенка и взрослого. Леон закрытый и нелюдимый, Матильда общительная и обаятельная, режиссер умело сталкивает их, и это вызывает неподдельный интерес. В дальнейшем роль Матильды для драматургии фильма заключается в том, чтобы раскрыть в Леоне его лучшие стороны.
По мере развития сюжета герои все больше проникаются друг другом. Леон влияет на Матильду, но и она меняет некоторые привычки взрослого, закостенелого в своих принципах мужчины. Леон, как и его ближайшее окружение, поначалу противится переменам, однако они наступают.
Значительная часть фильма уделена именно отношениям между Матильдой и Леоном, в которой Леон меняется в лучшую сторону. Он нашел для себя смысл в заботе над Матильдой. Хоть Матильда и ведет себя так, будто влюблена в Леона, он для нее является отцом, которого у нее никогда не было.
Конфликт набирает обороты, когда Матильда выслеживает убийц своего брата. Перипетии выполнены так, что Леон вынужден спасать Матильду, тогда действия двигаются к катастрофе. Леон вырывает Матильду из лап полицейских, и тогда антагонист спускает на них всех собак. Против Леона с Матильдой выступает вся полиция города.
Конец в этой истории ожидаемый и драматичный. Сюжетные линии соотнесены и протянуты до самого финала. Посыл фильма произносит сама Матильда: «Ничто не остановит любовь». Матильда появилась в жизни Леона внезапно, как ураган, и преобразила ее. Леон был одиноким и несчастным человеком, который жил по инерции, а Матильда наполнила его жизнь смыслом.
Отдельно можно отметить роль Гэри Олдмена, который великолепно сыграл главного злодея. Люк Бессон специально не закладывает в этого персонажа «многогранность», коррумпированный полицейский представляется кристально чистым, эталонным злом, который ставится в противовес Леону.
Его мимика, телодвижения и повадки, как он общается с окружающими и коллегами, даже как он употребляет наркотики. Пересмотрите сцену перед бойней в квартире, когда Стен со своими подручными появляется на лестничной площадке. В каком порядке выходят полицейские, как Стен раскусывает капсулу с наркотиком, какая музыка играет на фоне. Таких скрупулезно продуманных сцен в фильме достаточно. Это один из лучших фильмов в мировом кинематографе, и, возможно, лучший фильм в карьере Люка Бессона.
Залетайте на канал в телеге @dramfilm