Найти в Дзене
Strelogos

У НАС ПЛАНЕТА ОДНА

От макромира к мегамиру

Гора

Лето. Начало июня. Сибирская деревушка, похожая на тысячи заброшенных российских маленьких деревень с количеством жителей от одного до тридцати. От старости рушатся оставленные хозяевами деревянные дома, зарастают огороды ненасытным бурьяном, который, свободно и смело разрастаясь, наступает на останки домов и поглощает их. Но нашему поселению повезло: от окончательной разрухи его спасают дачники, которые, оценив красоту здешних мест, обустраивают свои дачи, строя новые домики, разрабатывая землю. А то и покупают старые избушки, облагораживают заросшие травой участки, и летом деревня оживает. Кое-где слышен смех ребятни. В некоторых дворах кричат петухи, шумят гуси, лают собаки, а по заросшим травой узеньким улочкам ходят телята. По вечерам клубится из труб дымок и пахнет затопленной банькой – жива деревушка! И на душе от этого делается как-то покойно и умиротворённо.

Наш старенький дом, построенный добрым хозяином прямо у горы давным-давно, по-видимому, ещё в советские времена, поскрипывает, подмываемый родниками, но живёт, поддерживаемый текущим ремонтом. Живёт, предоставляя и нам возможность жить в лесу, любоваться им в любое время суток.

Ведь прямо за домом, за раскидистой черёмухой, за непременным в каждой деревенской усадьбе кустом сирени начинается настоящий лес. Вот кедры высятся у подножия горы, а под ними устроена старенькая, но крепкая скамейка – в жаркий день хорошо посидеть на ней в тени, вдыхая аромат хвои. Два дуба украшают наш двор: один расположился рядом с кедром, другой – у крыльца дома. У калитки посажен третий дубок, но он ещё маленький. А за черёмухой и кедрами трепещут листочками осины и берёзы, строятся в шеренгу сосны. Кроме того, вся гора покрыта непролазным кустарником. На первый взгляд этот кустарник ничего особенного собой не представляет, но гора и не спешит открыть красоту первому встречному. Кто-то обходит стороной такие места. Я тоже вначале побаивалась горы с кустарником, ведь там можно было наткнуться на гадюку, да и кусты эти казались мне непривлекательными, колючими, однообразно-зелёными.

Однако гора оказалась не такой простой, какой мне вначале привиделась: в конце мая – начале июня она преобразилась! Наступило время цветения кустарника. Я увидела, что на горе растёт два вида кустов: на одних появляются жёлтые цветки, похожие на львиный зев (это жёлтая акация), а на других – роскошные белые соцветия. О том, что кустарники разные, я сначала не подозревала, потому что цветут кустарники не одновременно. Первыми появляются белые соцветия, а жёлтые цветки принимают эстафету. Оба кустарника, слышала, называют караной. Карана нужна горе – она её держит в тонусе, не давая обвисать её телу, сползать вниз, теряя форму.

Гора в это время неузнаваема. Я со своим котом Космосом, Косей, сижу на верху горы под молоденькой сосенкой. Над цветущим кустарником кружится миллион шмелей, бабочек, мармеладных мух (журчалок перевязчатых) и других каких-то неизвестных мне насекомых, желающих полакомиться нектаром. На небольших полянках синеет весной медуница, которую потом сменяют немного похожие на неё синие цветы; желтеет чистотел, весело поблёскивают на солнце лютики, радуют взгляд и другие мелкие цветочки. Все вместе они создают общий колорит горы, которую можно было бы назвать земным раем, если бы не тучи комаров и мошек, налетающих на нас с котом, как только мы появляемся там. Вспоминается пушкинское: «Ах, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да комары, да мухи…»

Смелый кот

Но даже комары, мухи и другие насекомые не мешают сродниться природой, тем более что если пойти на гору в полдень, то можно не бояться укусов: кровососущие, видимо, прячутся от зноя в густой траве. А пчёлы, шмели заняты своим делом: собирают нектар. Им не до нас. Приставучим журчалкам я рада – они развлекают меня своим видом и необычным поведением: любят общаться, совершают в воздухе кульбиты, не жалят, не кусают. Белые бабочки-капустницы, порхающие над цветами и над нами, привлекают внимание кота, который иногда подпрыгивает, машет лапой, пытаясь поймать красавицу. Я охлаждаю азарт Космоса:

- Ладно, Кося, пусть бабочка летит, не трогай её… Пойдём домой – обедать пора.

Мы осторожно спускаемся вниз. Покусанный вчера вечером мошками и комарами кот, тем не менее, не торопится уходить с горы и тянет время, останавливаясь и вглядываясь в заросли травы, не шуршит ли где ящерица. Ящерки в эти полдневные часы выползают из травы на открытое место погреться на солнце. Кося охотится за ними, но, могу заверить, ни одна ящерица ещё не пострадала от когтей нашего кота. Для него наложено табу на ловлю этих рептилий. Он смешно вздрагивает на каждый шорох в траве и надолго залегает на протоптанной нами тропке, подстерегая зелёную красавицу и продолжая вздрагивать. Потом, когда та высовывается из травы, Кося совершает прыжок и промазывает. Шустрая рептилия стрелой летит в траву, на мгновение затихает, прислушиваясь, нет ли погони. Но бежать дальше коту запрещено. Зелёная спортсменка снова делает бросок, ещё, ещё, и её след теряется. Кот остаётся ни с чем. Я смеюсь:

- Эх ты, трусишка! Что вздрагиваешь-то? Ящерица тебя не тронет, и ты её не лови, пусть себе бежит. Это ж не змея, с которой нам лучше и не встречаться.

Мы как-то уже видели большую гадюку поблизости. Пошли вдоль по горе, и змея вынырнула почти что из-под любопытного розового носа кота. Шурша подсохшей травой, она быстро скользнула вперёд и скоро исчезла из вида. Увидев змею, кот ринулся за ней, но в тот раз он был на поводке, и я придержала охотника, из-за него не успев сфотографировать колоритную гадюку.

- Нельзя, Кося, змея ядовитая! Укусит! Нельзя!

Кот ещё долго смотрел вдаль, туда, где скрылась гадюка.

После этого случая я стала внимательнее смотреть под ноги и прислушиваться к шуршанию: ведь шуршать могла не только ящерица, но и гадюка. Змеи людей не ищут, избегают встречи с человеком, но если нечаянно наступить на гадюку, то она среагирует молниеносно. Так что лучше смотреть в оба и надевать сапоги!

Мы с Косей продолжаем медленный спуск. Гора крутая, и я, чтобы не соскользнуть и не полететь вниз, придерживаюсь за гибкие шероховатые ветви кустарника, прося у него прощения за это:

- Прости меня, кустик, подержусь за твою крепкую ветку…

И куст благосклонно протягивает мне руку помощи.

- Спасибо! – благодарю я его, а коту советую: «Кося, спускайся быстрее, скоро мошки появятся и заедят нас».

Беру на руки упрямого рыжего кота, но он выскальзывает, падает на тропку хлёстко, как спелая груша в саду, и, подняв хвост, мягкой поступью идёт впереди. Ведь он уже совсем взрослый кот и сидеть на руках хозяйки ему неприлично. Я осторожно следую за ним. Вдруг кот прыгает несколько влево от дорожки и яростно бьёт по земле лапами. «Кося! Ты что? Отпусти ящерку!» Кот продолжает бить. Подхожу ближе и вижу не ящерицу, а извивающуюся змейку. Вскоре она затихает. Чёрная, с серым орнаментом на спине, сантиметров пятнадцать в длину, она, по-видимому, выползла погреться на солнышке и не успела улизнуть. Кося оказался бдительнее. Смотрю на кота: тот, отойдя в сторону, поглядывает на убитую им змею с видом победителя. Не знаю, что и сказать: и маленькую гадючку жаль, и кота-защитника почему-то нет желания ругать.

- Кося-Кося, ты, оказывается, не трус, а смельчак. Ну, что ж, благодарю за бдительность, мой рыжий охранник! Пойдём-ка домой!

Кот, высоко подпрыгивая в траве, мчится вниз и первым оказывается на крыльце, где поджидает меня, чтоб вместе зайти в дом.

Но однажды летом мы три раза встретились с огромной гадюкой. Конечно, без рыжего кота тут не обошлось! Два раза она принимала характерную стойку защиты-нападения и устрашающе громко шипела. Я даже забыла снимать на камеру – моей задачей было оттащить остолбеневшего Косю от опасного места. Гадюка встала в стойку и шипела на загипнотизированного ею кота.

А вот в третью нашу с ней встречу змея не шипела. Без характерного рисунка, оранжево-коричневая гадюка грелась на солнышке, лёжа на скошенной сухой траве… Пару лет тому назад газеты сообщали, что один кузбассовец умер от укуса двух таких змей: зачем-то поймал их, посадил в банку, а спустя сутки мужчину нашли в доме мёртвым. На его теле были видны следы трёх змеиных укусов. Вот такая грустная история...

Читала, что на территории Кемеровской области обитают змеи четырёх видов: обыкновенная гадюка, щитомордник, узорчатый полоз (занесён в Красную книгу), уж. Первые две змеи ядовиты.

Однако вернёмся к нашей гадючке. Так вот, почти что в том же месте, что и в первый раз, кот Космос снова потревожил эту змею, которая на сей раз пыталась просто уползти от кота, хотя периодически замирала и пристально смотрела на рыжее чудо, как бы пытаясь понять, опасен рыжик или нет. И снова мне пришлось спасать своего питомца, в этот раз я изловчилась, осторожно подошла к коту (и к змее, конечно!), взяла его на руки, и, одной рукой держа выдирающегося кота, крепко прижимая его к себе, другой взвела курок своей зеркалки и сфотографировала красавицу змею. Конечно, из-за кота мой "Никон" дал шевелёнку, а то кадр был бы резче. Но всё равно это была удача. Попробуй-ка сними такую довольно-таки большую гадюку!

Фото автора. Наша знакомая гадючка
Фото автора. Наша знакомая гадючка
Фото автора. Не успевшая улизнуть ящерица пугает кота
Фото автора. Не успевшая улизнуть ящерица пугает кота
Фото автора
Фото автора
Фото автора. Дружу с бабочками
Фото автора. Дружу с бабочками
Фото автора. Бабочки мне позируют
Фото автора. Бабочки мне позируют