На текущий момент в РФ нет точной формулировки по классификации автомобильных стоянок.
Единая терминология отсутствует. В различных нормативных документах используется своя терминология.
Итак - предлагаю свой вариант классификации
В конце статьи - приз для прочитавших!
Существует несколько видов автостоянок и паркингов, которые классифицируются по следующим признакам:
По размещению относительно уровня земли:
- подземные;
- наземные;
- комбинированные (подземно-надземные);
- полузаглубленные (обвалованные).
По способу перемещения между этажами:
- рамповые;
- с помощью грузовых подъемников с водителем;
- с помощью грузовых подъемников без водителя;
- механизированные:
а) грузовые подъемники зависимого типа;
б) грузовые подъемники независимого типа;
в) различные механизмы и платформы для перемещения автомобиля в пределах одного этажа;
г) автоматические (робототехнические) устройства для перемещения автомобиля между этажами и в пределах одного этажа хранения без участия водителя.
По типу ограждающих конструкций:
- открытые;
- закрытые;
- комбинированные.
По типу применяемого материала в конструктиве здания паркинга:
- из сборно-монолитного железобетона;
- из монолитного железобетона;
- из металла.
По количеству этажей:
- одноэтажные;
- многоэтажные.
По расположению относительно других объектов:
- на эксплуатируемой кровле;
- отдельно стоящие;
- встроенные;
- пристроенные;
- комбинированные.
По расположению в зоне городской застройки:
- общественные;
- спортивные;
- культурные;
- торговые центры;
- вокзалы;
- аэропорты;
- в зоне общегородского пользования;
- в коммунальных и других нежилых зонах;
- в жилой зоне (районные, внутриквартальные, дворовые);
- в зоне городского транспорта (площади, улицы, транспортные развязки, мосты).
По длительности хранения:
- временное;
- постоянное;
- сезонное.
По условиям хранения:
- отапливаемые;
- неотапливаемые;
- комбинированные.
По организации хранения:
- ячейковые;
- боксовые;
- манежные;
- комбинированные.
Автостоянка открытого типа — автостоянка без наружных стеновых ограждений. Автостоянкой открытого типа считается также такое сооружение, которое открыто, по крайней мере, с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Сторона считается открытой, если общая площадь отверстий, распределенных по стороне, составляет не менее 50 % наружной поверхности этой стороны в каждом ярусе (этаже).
АВТОСТОЯНКИ С ПАНДУСАМИ (РАМПАМИ) — автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться от и на уровень земли (Рис. 1.).
Технической литературы по разработке рамповых гаражей достаточно много, поэтому останавливаться на данных решениях нет необходимости.
Особенности рамповых гаражей-стоянок:
- Водитель самостоятельно размещает автомобиль на месте хранения, заезжая в здание и перемещаясь к требуемому этажу хранения по рампе и по транзитным этажам хранения;
- Стоимость строительства рампового гаража-стоянки должна учитывать обеспечение безопасности пребывания человека в зоне хранения и необходимое по нормам количество путей эвакуации (лестницы, лифты при высоте здания более 5 этажей), в случае пожара;
- Необходимость обеспечения вывода загрязняющих веществ (выхлопы автомобиля) из зоны хранения паркинга за пределы паркинга;
- Необходимость соблюдения нормативов СанПин по разрывам между зданием паркинга, общественным или жилым зданием из-за выбросов вредных веществ от автомобиля;
- Большая занимаемая площадь здания паркинга (от 35 до 45 кв.м. на автомобиль и выше, в зависимости от парковочного решения);
- Необходимость выполнения отделочных работ на всех этажах хранения паркинга;
- Необходимость постоянного поддержания санитарного состояния (уборки) на всех этажах хранения паркинга;
- Необходимость обеспечения требуемого уровня освещенности на всех этажах хранения паркинга;
- Необходимость ежегодного обновления дорожной разметки на всей территории паркинга;
- Необходимость применения средств пассивной безопасности на местах хранения каждого этажа паркинга, а также на рампах;
- Необходимость применения средств активной навигации для обеспечения большей пропускной способности и загрузки паркинга (для общественных гаражей-стоянок временного хранения);
- Необходимость обеспечения охраны объекта;
- Необходимость подключения к многочисленным внешним сетям (горячая и холодная вода, канализация, отопление и др.), т.к. в здании присутствует постоянный обслуживающий персонал.
Но все это не так важно, как важен габаритный размер машиноместа.
Согласно требованиям нормативных документов, минимальный размер машиноместа должен быть не менее 5300 х 2500 мм.
Кроме того, необходимо обеспечить минимальные габаритные размеры безопасного приближения при маневрировании, которые также обязаны неукоснительно соблюдать:
- расстояние до стены, до задней стены, боковой стены или колонны, соседнего автомобиля.
Таким образом, габаритные размеры машиноместа для автомобиля большого класса «вырастают» до 5860 х 2800мм. При ширине автомобиля 2100мм, боковой зазор безопасности до стены должен быть 800мм, если с правой стороны тоже стена – то те же 800 мм.
Итого, ширина машиноместа с учетом боковых зазоров безопасности становится 3700мм. Это, к вопросу установки автомобилей в узкие, длинные коридоры с двумя боковыми стенами.
Таким образом, приведенная площадь машиноместа становится значительной и достигает значений от 35 до 65 кв.м. Естественно, возрастает себестоимость строительства.
Нормативные документы по обеспеченности машиноместом новых объектов строительства, габариты машиноместа в настоящий момент "догоняют", они не идут в ногу со временем, с уже сложившейся ситуацией...
Итак, вечные русские вопросы - кто виноват и что делать?
Ответ на первый вопрос упустим, попробую найти один из ответов на второй.
Для того, чтобы не утомлять Вас длинным текстом предлагаю перейти к следующей статье... "Механизированные паркинги. Классификация"