Современная музыка кантри – явление сложное и многогранное. Среди десятков направлений и стилей, сформировавших его, есть старые и новые, современные и устаревшие, забытые и возрождённые. К последним, почти утраченным, но восстановленным уже в наше время, относится и блюграсс – одно из ключевых направлений кантри и американской фолк-музыки, в равной степени повлиявшее на становление обоих движений.
Происхождение названия “блюграсс”
Удивительно, но слово “bluegrass” стало использоваться в отношении соответствующего музыкального направления почти на два века века позже его зарождения. Считается, что лишь во второй половине 1950-х блюграсс обрёл своё имя от названия группы одного из отцов-основателей нынешнего течения Билла Монро (Bill Monroe) – Blue Grass Boys, в составе которой играли и другие легендарные блюграсс-музыканты – Эрл Скраггс (Earl Scruggs) и Лестер Флэтт (Lester Flatt).
Название это было выбрано не случайно. Монро и его музыканты были выходцами из Кентукки, называвшемся также “Bluegrass State” – на широких полях штата нередко встречался мятлик, травянистое растение, которое местные и называли “blue grass” – “голубая трава”.
В 1940-50-х у Blue Grass Boys не было конкурентов. Никто кроме них не играл похожей музыки, и коллеги по цеху считали её “уникальным стилем” – никак не отдельным направлением. Ситуация изменилась лишь тогда, когда и другие группы начали играть в похожем стиле.
Вспоминает Ральф Стэнли (Ralph Stanley), легенда блюграсса и один из известнейших банджистов современности:
“Да, Билл Монро был первым. Тогда это ещё не называлось “блюграсс”, просто “старая аппалачская музыка хиллбилли”. Так что позже, когда в 1965 году они задумали организовать блюграсс-фестиваль, все собрались и начали задавать неудобные вопросы, вроде: “А как шоу-то называется?”. Тогда решили – раз уж Билл был первым, происходил из Кентукки, и его группа называлась Blue Grass Boys, пусть и направление называется “блюграсс””.
Блюграсс: инструментовка, вокал и тексты
Будучи одним из наиболее консервативных поджанров фолк и кантри музыки, блюграсс сохранил аутентичное звучание; вследствие этого инструменты, тексты и звучание в общем мало изменились со времен зарождения жанра.
Так, например, тематика текстов осталась практически без изменений c 18-го века – как тогда, так и в ХХI веке блюграсс-исполнители в своих песнях описывают повседневную жизнь людей, среди которых живут сами. Самые популярные темы: утраченная любовь, неприятные жизненные изменения (вторжения чужаков, потеря работы, катастрофы и стихийные бедствия), жизнь в глуши и безденежьи, любовь к родному дому.
Главные же отличия, привнесенные в блюграсс со временем, пожалуй, заключаются в музыкальной составляющей. Например, в наличии так называемых “брейкдаунов” – отрезков композиции, когда один из инструментов ансамбля играет лидирующую роль, а все прочие являются аккомпаниирующими.
Это решительно контрастирует со старой техникой, когда все музыканты играют одновременно. Что же касается инструментовки, то она поначалу не была слишком богатой – фиддл-скрипка, мандолина, гитара, другие струнные инструменты. Лишь после того, как мелодии дошли до черных музыкантов, к существующему “оркестру” прибавилось банджо – в результате сформировался “канонический” инструментальный состав, соблюдаемый и поныне.
Вообще говоря, “правильный состав блюграсс-группы” – тема вечных споров в музыкальном сообществе. Приверженцы традиционного блюграсса за эталон принимают формулу Билла Монро – мандолина, фиддл-скрипка, банджо, контрабас.
Их оппоненты не видят ничего предосудительного в добавлении аккордеона, губной гармошки, фортепиано, электронных инструментов (в первую очередь, электрогитары и бас-гитары), хотя в данном случае отход от свято блюстимых традиций и очевиден. На фоне этого раздрая особенно радует единство блюграсс-исполнителей в отношении вокала. “Правильная” блюграсс-гармония – это две, три или четыре части; баритон фоном и лид-вокал чуть повыше, переходящий в тенор в ключевых моментах композиции. Впрочем, в случае женского вокала данная схема может меняться.
История блюграсса: ранний этап
Зарождение блюграсса как музыкального направления произошло, пожалуй, раньше всех ранних стилей кантри – первые мелодии появились в Аппалачском регионе вместе с появлением там английских, шотландских и ирландским переселенцев в конце 18 века. Почти все песни эпохи раннего блюграсса имеют прямую связь с Британией. Так, ярчайшими примерами английских народных баллад являются старые аппалачские песни “House Carpenter”, “Pretty Saro”, “Cuckoo Bird”, “Barbara Allen”; в современных им “Leather Britches” и “Pretty Polly” прослеживаются сильные шотландские мотивы. Случалось и полное совпадение песен, за исключением названия – так, староанглийская баллада “A Brisk Young Sailor Courted Me” в Аппалачах была известна как “I Wish My Baby Was Born”.
Музыка, сегодня называемая “блюграсс”, в основном использовалась как аккомпанемент некоторым народным танцам – например, американской чечётке (называвшейся buckdancing, clogging или flatfooting), популярной преимущественно в сельских районах США, ирландским джигам и хороводным танцам. Нельзя сказать также, что в ранний период существования блюграсс развивался хоть сколько-нибудь быстрыми темпами. Отдалённость Аппалачского региона в целом не способствала лёгкому проникновению других стилей, и едва ли можно говорить о наличии обычных “двигателей прогресса” в музыкальной индустрии – конкурирующих течений. Даже ковбойская баллада, во многом схожая с блюграссом, никак с ним не пересекалась – историки кантри говорят о параллельном развитии двух направлений ранней музыки кантри, аж до середины ХХ века практически не находя признаков влияния консервативных течений друг на друга.
Первое поколение блюграсс-музыкантов
В конце 1940-х годов ХХ века первые блюграсс-мелодии появляются на радио. Музыкантов пока ещё немного, и всё внимание публики обращается к их творчеству. Успеха, впрочем, добиваются лишь самые маститые – Билл Монро и Blue Grass Boys, дуэт Лестера Флэтта (Lester Flatt) и Эрла Скраггса (Earl Scruggs), “The Stanley Brothers”, Уэйд Мэйнер (Wade Mainer and the Mountaineers), Ред Аллен (Red Allen), Вассар Клементс (Vassar Clements) и другие. Звёзды первого поколения доминировали и во времена “золотого века блюграсса” начала-середины 1950-х, а музыка практически не отличалась от старых аппалачских мотивов 18-19 веков.
Поджанры блюграсса: традиционный блюграсс
Как и полагается любому “традиционному” направлению, этот поджанр отличается повышенным вниманием к “общепринятым” элементам; музыканты исполняют преимущественно фолк-песни с простыми аккордами и исключительно на акустических инструментах. Эталоном поджанра считается стиль Билла Монро и “The Blue Grass Boys” конца 1940-х годов – хотя, скажем, аккордеон, присутствовавший в раннем блюграссе, сторонниками традиционного блюграсса не признаётся. Характерно, что правило “играть на акустике” соблюдается порой даже в ущерб качеству звука – хотя некоторые из современных традиционных блюграсс-исполнителей и пользуются полуэлектронными инструментами на живых выступлениях, большинство предпочитает играть в микрофон.
Наиболее примечательные современные артисты: Ральф Стэнли (Ralph Stanley and the Clinch Mountain Boys), Дэл МакКури (Del McCoury), Ларри Спаркс (Larry Sparks & The Lonesome Ramblers), Рикки Скэггс (Ricky Skaggs and Kentucky Thunder), Дойл Лоусон (Doyle Lawson and Quicksilver), Дэнни Пэйсли (Danny Paisley & The Southern Grass).
Второе поколение блюграсс-музыкантов
Следующая волна пришла на сцену в середине 1960-х и состояла как из музыкантов первой волны (“the Stanley Brothers”), так и молодых исполнителей – Тони Райса (Tony Rice), Джерри Бурнема (Jerry Burnham), Дока Уотсона (Doc Watson) и других. Среди новоприбывших, наконец, нашлись новаторы и экспериментаторы. Так, группы “The New Grass Revival”, “The Kentucky Colonels”, “Seldom Scene”, “The Dillards” оттачивают искусство владения инструментами до радикально-нового уровня и формируют прогрессив-блюграсс.
Один из лидеров первой волны, Вассар Клементс (Vassar Clements), в сотрудничестве с Дэвидом Грисменом (David Grisman) и Сэмом Бушем (Sam Bush), привносит в блюграсс джазовые элементы и создает первый кроссовер-поджанр “hillbilly jazz” – тем не менее, с заметным влиянием традиционного блюграсса.
Тогда же начинают эксперименты с блюграссом и рок-музыканты – Джерри Гарсия (Jerry Garcia) из “The Grateful Dead” и Дикки Беттс (Dickey Betts) из “The Allman Brothers Band” в начале 1970-х знакомят рок-аудиторию как с традиционным, так и прогрессивным блюграссом.
Поджанры блюграсса: прогрессив-блюграсс
Созданный артистами второй волны прогрессив-блюграсс является вторым по популярности поджанром современного блюграсса. Ключевых отличий четыре: инструментовка (использование электроинструментов, ударных, фортепьяно и прочих), заимствование песен из других жанров (рок-н-ролла, блюза, хэви-метала и других), сложные последовательности аккордов и наличие импровизаций-”джемов”.
Наиболее примечательные современные исполнители: Bearfoot, The String Cheese Incident, Yonder Mountain String Band, Greensky Bluegrass, The Dillards, Cadillac Sky, The Dixie Bee-Liners, The Greencards, Elephant Revival, Punch Brothers, Skyline, Railroad Earth, Nu-Blu, The Infamous Stringdusters.
Третье поколение блюграсс-музыкантов
Очередная волна музыкантов не заставила себя долго ждать – уже в середине 1980-х в направлении появляются новые звёзды. Блюграсс растёт, становится более зрелым (как ни забавно это звучит по отношению к трём векам его истории) и принимает на вооружение последние технические новинки. Теперь, когда появилась возможность выделять каждому из музыкантов ансабля отдельный микрофон, коллектив Тони Райса (Tony Rice Unit) и группа “The Bluegrass Album Band” добиваются эталонного качества записи.
Благодаря этому в блюграссе восьмидесятых, наконец, появляется мейнстрим-течение – с гитарными соло, электронной бас-гитарой, вообще появлением электронных инструментов и новых аккордов – что, однако, встретило сопротивление в блюграсс-кругах, и закономерно укрепило позиции традиционных исполнителей. Так, например, группа “The Johnson Mountain Boys”, игравшая строго в рамках традиций, была среди наиболее востребованных коллективов десятилетия.
Поджанры блюграсса: блюграсс-госпел
Третий по популярности среди других поджанров, блюграсс-госпел в чистом виде испорлняется лишь несколькими коллективами. Однако огромное количество отдельных песен и альбомов исполнителей других поджанров, написанных в рамках данного направления, определяют его весомость для всего направления. Отличительным элементом блюграсс-госпела является в первую очередь лирика, основанная исключительно на христианских мотивах, молитвах и библейских текстах.
Наиболее примечательные современные исполнители: Дойл Лоусон (Doyle Lawson & Quicksilver), “The King James 1611 Boys”, “The Issacs”, “The Churchmen”, “Mount Zion”
Четвертое поколение блюграсс-музыкантов
1990-е и начало нового тысячелетия выдались для блюграсса не самыми спокойными. С одной стороны, к блюграссу обратились многие известные мейнстрим-кантри исполнители – Рикки Скэггс (Ricky Skaggs) вернулся в родное направление, а кантри-звёзды Долли Партон (Dolly Parton ) и Пэтти Лавлесс (Patty Loveless) записали блюграсс-альбомы, с другой – состарились многие ведущие артисты предыдущих эпох, в связи с чем упал и слушательский интерес к направлению.
Будущее блюграсса оказалось под большим вопросом. Требовались новые имена, идеи – словом, что-то, что снова сделало бы направление интересным слушателю. И, к счастью, это случилось – молодая и привлекательная скрипачка Элисон Краусс (Alison Krauss), появившись на сцене в начале девяностых, приносит направлению столь необходимое внимание публики. Четырнадцать альбомов и бесчиленное количество саундреков принесут ей мировую известность и рекордные 27 Грэмми – ни один блюграсс-исполнитель ещё и помыслить не мог об успехе таких масштабов!
Элисон Краусс, без сомнения, спасла направление от забвения и сегодня будущее блюграсса уже не видится чем-то сомнительным. Можно с уверенностью утверждать – последнее слово в традиционном кантри будет сказано ещё очень не скоро.
Поджанры блюграсса: “ньюграсс”
В отличие от прочих поджанров, “ньюграсс” (иногда называемый cowpunk) был сформирован вне блюграсс-сообщества. На этот раз к образованию течения приложили руку панк-рок музыканты, от недостатка свежих идей обратившие внимание на старые фолк- и кантри-мотивы. Наложив на них панк-лирику и имидж, экспериментаторы породили едва ли не единственное исключительно-андеграундное направление не только блюграсса, но и всей кантри-музыки.
Наиболее примечательные современные исполнители: ”Old Man Markley”, “Cactus Attack”, “The Hot Buttered Rum String Band”, “The Coal Porters”, “Punch Brothers”
Интересные факты
В некоторых американских университетах можно получить высшее образование (степень Bachelor of Arts) по специальности “Bluegrass music”
Другие статьи о направлениях музыки кантри читайте на COUNTRY-MUSIC.RU!