Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Советский танк Т-70: забытый герой

Оглавление

В историю Великой Отечественной войны было вписано множество легендарных конструкций. Говоря о броне, то символом этой эпохи, бесспорно, стал танк Т-34. Не единожды было сказано о преимуществах и недостатках советских средних и тяжелых танков, доживших до победных дней 1945 года. Но в их тени незаслуженно забываются легкие машины, которым приходилось сложнее, чем их «тяжеловесным коллегам». Об одном из таких танков мы сегодня и поговорим.

Легкий танк Т-60 в ходе первых военных столкновений продемонстрировал недостаточную защищенность.
Легкий танк Т-60 в ходе первых военных столкновений продемонстрировал недостаточную защищенность.

Самый массовый легкий

«Отец» советских легких танков Николай Александрович Астров дал армии танк Т-60, принятый на вооружение в 1941 году. Но уже в 1942 году начались работы по модернизации машины, которой недоставало подвижности и защищенности. Доработанный танк получил два двигателя ГАЗ-202 общей мощностью в 140 сил и 45-мм пушку 20-К. Но бронирование оставили на прежнем уровне. Модернизированный Т-60 был продемонстрирован комиссии, которая осталась недовольна машиной: толщина брони почти не изменилась, да и одноместная башня не вызвала восторга.

Т-70 в зимнем камуфляже с десантом на броне. Несмотря на требования военных, Т-70 так и не получил двухместную башню
Т-70 в зимнем камуфляже с десантом на броне. Несмотря на требования военных, Т-70 так и не получил двухместную башню

Вскоре броня лба была увеличена до 45 (верх) и 35 мм (низ), соответственно. В таком амплуа машину пустили к производству, при условии устранения текущих недостатков. А они оказались критичными! Литая башня не выдерживала обстрел даже 20-мм немецкими пушками. Новая шестигранная башня оказалась не в пример крепче, но теперь подвела ходовая часть. Подвеска, танка, потяжелевшего до 11 тонн, буквально рассыпалась, а ресурс трансмиссии резко сократился.

Недостатком танка, получившего более толстую броню и увеличившуюся массу, стала подвеска и трансмиссия, которая не выдерживала нагрузок
Недостатком танка, получившего более толстую броню и увеличившуюся массу, стала подвеска и трансмиссия, которая не выдерживала нагрузок

Следующий этап модернизаций предполагал усиление трансмиссии и ходовой части, двухместную башню и форсированный до 170 сил мотор. Этому варианту уже без оговорок дали «зеленый свет». Машина получила индекс Т-70М, более выносливую подвеску и… все! После стольких усилий, Т-70М отличался от отвергнутого предшественника лишь деталями подвески и новой башней – по-прежнему одноместной.

Конструкция

Ввиду отказа от новой башни, экипаж Т-70 состоял из двух человек: механика-водителя, и командира, который отвечал за стрельбу, заряжание и наводку орудия. Трансмиссия располагалась впереди, за ней – место мехвода. В середине слева расположился командир в башне с 45-мм пушкой и пулеметом ДТ. В правой части корпуса находилось два мотора, а в корме – радиаторы и топливные баки. Это было преимуществом и недостатком Т-70. С одной стороны – трансмиссия была подвержена обстрелу, но с другой – она могла защитить механика-водителя. Топливные баки в корме были наименее уязвимы, более того - от боевого отделения их отделяла броневая перегородка.

Силовая установка Т-70 состояла из двух бензиновых моторов ГАЗ-202, суммарной мощностью в 140 сил
Силовая установка Т-70 состояла из двух бензиновых моторов ГАЗ-202, суммарной мощностью в 140 сил

Бронирование танка соответствовало званию легкого танка. Самой защищенной была лобовая проекция: верхний бронелист корпуса – 35, нижний – 45 миллиметров. Башня состояла из 35 мм листов с 50-мм орудийной маской.

Вид на боевое отделение. Для удобства работы, 45-мм орудие разместили справа от центра
Вид на боевое отделение. Для удобства работы, 45-мм орудие разместили справа от центра
Механик-водитель мог покинуть танк не только через люк во лбу корпуса, но и через эвакуационный - в днище корпуса
Механик-водитель мог покинуть танк не только через люк во лбу корпуса, но и через эвакуационный - в днище корпуса

Основным вооружением Т-70 была 45-мм пушка 20-К. В боекомплект из 90 снарядов входили бронебойные, подкалиберные и осколочные боеприпасы. Теоретически, подкалиберный снаряд БР-240П мог пробить 47 мм гомогенной брони на расстоянии в 500 метров, но практически реальность отличалась в ту или иную сторону, так как качество снарядов было нестабильным.

Преимуществом машины был малый вес, который позволял эвакуировать подбитые танки, снижая число безвозвратных потерь
Преимуществом машины был малый вес, который позволял эвакуировать подбитые танки, снижая число безвозвратных потерь

Преимуществом легкого танка должна быть подвижность, но здесь Т-70 ничем не выделялся на общем фоне. Пара бензиновых моторов позволяла 9,8-тонной машине развить скорость в 40 км\ч на шоссе. При отсутствии дорог этот показатель падал вдвое. Зато динамика разгона была не в пример выше, что спасало во многих ситуациях.

Боевое применение

Т-70 во время Курской битвы
Т-70 во время Курской битвы

Экипажи скептически относились к новой машине, дав ей прозвище БМ-2 (Братская могила на двоих). Тем не менее, хватало и положительных эпизодов. Известный критик Т-60 и Т-70, командующий 1-м танковым корпусом М.Е. Катуков, в своих мемуарах описывает следующий случай:

«И теперь в роковой час немецкого прорыва выручили нас танки - "малютки". Когда фашистская пехота вклинилась в нашу оборону на полкилометра, если не больше, я бросил в бой последний резерв. К счастью, рожь в ту пору поднялась чуть ли не в рост человека, и это помогло "малюткам", укрываясь во ржи, выйти в тыл гитлеровцам, просочившимся в наши боевые порядки. Т-70 с короткого расстояния шквальным огнем обрушились на немецкую пехоту. Прошло несколько минут, и цепи наступающих фрицев были отброшены.»

Естественно, с первых дней войны Т-70 не рассматривался как противотанковое средство. И дело здесь не только в недостатке огневой мощи, сколько в низкой защищенности. Зато, в борьбе с пехотой противника легкий Т-70 был очень полезным. Так, при столкновениях в августе 1943 года у деревни Понизовье, Т-70 28-й гвардейской танковой бригады записали на свой счет 300 пехотинцев, 6 орудийных расчетов и несколько автомобилей.

Т-70 на фоне подбитого Pz.Kpfw IV. Несмотря на явную недостаточность защищенности и огневой мощи, Т-70 мог быть и против бронетехники - при удачных условиях
Т-70 на фоне подбитого Pz.Kpfw IV. Несмотря на явную недостаточность защищенности и огневой мощи, Т-70 мог быть и против бронетехники - при удачных условиях

Последним масштабным сражением с участием Т-70 стала Курская битва. К 4 июля 1943 года в составе Центрального фронта было 369 танков Т-70. Из них 261 машина была задействована в бою у Прохоровки. Характеристики легкого танка были несопоставимы с противником. Так, в одном лишь 29-м танковом корпусе после боя было потеряно 35 танков Т-70.

Защищенность машины даже на начальном этапе войны была недостаточной, а к 1943 году не было противотанковых орудий, которым был бы недоступен Т-70
Защищенность машины даже на начальном этапе войны была недостаточной, а к 1943 году не было противотанковых орудий, которым был бы недоступен Т-70

Интересен взгляд на бой 12 июля со стороны противника. Тогда танкам 31-й бригады удалось проникнуть в тыловые порядки 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт». Этот случай ярко продемонстрирован в немецком донесении:

«…оставшиеся три танка могли вести огонь по русским с расстояния от 10 до 30 метров с гарантированным попаданием. Пыль и неразбериха не дала понять врагу, что мы движемся в одном направлении. Было подбито уже 19 танков, когда огонь открыли машины 2-го полка <…> за три часа было уничтожено 62 танка Т-70 и Т-34»

Несмотря на явное завышение числа уничтоженных танков, эта картина хорошо демонстрирует положение легкого Т-70 в середине 1943 года.

Некоторое количество танков стали трофеем врага, где весьма активно использовались.
Некоторое количество танков стали трофеем врага, где весьма активно использовались.

Итоги

После Курской битвы бесполезность легких танков в тех условиях проявилась особенно остро
После Курской битвы бесполезность легких танков в тех условиях проявилась особенно остро

Курская битва продемонстрировала бесполезность легких машин в столкновении с танками противника. Уже в октябре 1943 года машину сняли с производства, а имеющиеся в войсках танки стали заменять более совершенными образцами. Т-70 передавали в учебные части или переделывали в САУ СУ-76. Тем не менее, «малютки» воевали до победных дней мая 1945 года. А их преимущества в городской застройке, которые придавала компактность и мобильность, делали Т-70 полезней многих именитых «коллег». До октября 1943 года было выпущено более 8 тысяч Т-70, что делает эту машину самым массовым танков Великой Отечественной – после Т-34.

Легкий танк стал базой для весьма удачной самоходки СУ-76.
Легкий танк стал базой для весьма удачной самоходки СУ-76.

Спасибо за внимание! Ниже - ссылки на материалы о других советских машинах Великой Отечественной войны:

СУ-57: Американская самоходка для Красной Армии

Внутри советского танка Т-34

Дополнительное бронирование Танков Т-34