В историю Великой Отечественной войны было вписано множество легендарных конструкций. Говоря о броне, то символом этой эпохи, бесспорно, стал танк Т-34. Не единожды было сказано о преимуществах и недостатках советских средних и тяжелых танков, доживших до победных дней 1945 года. Но в их тени незаслуженно забываются легкие машины, которым приходилось сложнее, чем их «тяжеловесным коллегам». Об одном из таких танков мы сегодня и поговорим.
Самый массовый легкий
«Отец» советских легких танков Николай Александрович Астров дал армии танк Т-60, принятый на вооружение в 1941 году. Но уже в 1942 году начались работы по модернизации машины, которой недоставало подвижности и защищенности. Доработанный танк получил два двигателя ГАЗ-202 общей мощностью в 140 сил и 45-мм пушку 20-К. Но бронирование оставили на прежнем уровне. Модернизированный Т-60 был продемонстрирован комиссии, которая осталась недовольна машиной: толщина брони почти не изменилась, да и одноместная башня не вызвала восторга.
Вскоре броня лба была увеличена до 45 (верх) и 35 мм (низ), соответственно. В таком амплуа машину пустили к производству, при условии устранения текущих недостатков. А они оказались критичными! Литая башня не выдерживала обстрел даже 20-мм немецкими пушками. Новая шестигранная башня оказалась не в пример крепче, но теперь подвела ходовая часть. Подвеска, танка, потяжелевшего до 11 тонн, буквально рассыпалась, а ресурс трансмиссии резко сократился.
Следующий этап модернизаций предполагал усиление трансмиссии и ходовой части, двухместную башню и форсированный до 170 сил мотор. Этому варианту уже без оговорок дали «зеленый свет». Машина получила индекс Т-70М, более выносливую подвеску и… все! После стольких усилий, Т-70М отличался от отвергнутого предшественника лишь деталями подвески и новой башней – по-прежнему одноместной.
Конструкция
Ввиду отказа от новой башни, экипаж Т-70 состоял из двух человек: механика-водителя, и командира, который отвечал за стрельбу, заряжание и наводку орудия. Трансмиссия располагалась впереди, за ней – место мехвода. В середине слева расположился командир в башне с 45-мм пушкой и пулеметом ДТ. В правой части корпуса находилось два мотора, а в корме – радиаторы и топливные баки. Это было преимуществом и недостатком Т-70. С одной стороны – трансмиссия была подвержена обстрелу, но с другой – она могла защитить механика-водителя. Топливные баки в корме были наименее уязвимы, более того - от боевого отделения их отделяла броневая перегородка.
Бронирование танка соответствовало званию легкого танка. Самой защищенной была лобовая проекция: верхний бронелист корпуса – 35, нижний – 45 миллиметров. Башня состояла из 35 мм листов с 50-мм орудийной маской.
Основным вооружением Т-70 была 45-мм пушка 20-К. В боекомплект из 90 снарядов входили бронебойные, подкалиберные и осколочные боеприпасы. Теоретически, подкалиберный снаряд БР-240П мог пробить 47 мм гомогенной брони на расстоянии в 500 метров, но практически реальность отличалась в ту или иную сторону, так как качество снарядов было нестабильным.
Преимуществом легкого танка должна быть подвижность, но здесь Т-70 ничем не выделялся на общем фоне. Пара бензиновых моторов позволяла 9,8-тонной машине развить скорость в 40 км\ч на шоссе. При отсутствии дорог этот показатель падал вдвое. Зато динамика разгона была не в пример выше, что спасало во многих ситуациях.
Боевое применение
Экипажи скептически относились к новой машине, дав ей прозвище БМ-2 (Братская могила на двоих). Тем не менее, хватало и положительных эпизодов. Известный критик Т-60 и Т-70, командующий 1-м танковым корпусом М.Е. Катуков, в своих мемуарах описывает следующий случай:
«И теперь в роковой час немецкого прорыва выручили нас танки - "малютки". Когда фашистская пехота вклинилась в нашу оборону на полкилометра, если не больше, я бросил в бой последний резерв. К счастью, рожь в ту пору поднялась чуть ли не в рост человека, и это помогло "малюткам", укрываясь во ржи, выйти в тыл гитлеровцам, просочившимся в наши боевые порядки. Т-70 с короткого расстояния шквальным огнем обрушились на немецкую пехоту. Прошло несколько минут, и цепи наступающих фрицев были отброшены.»
Естественно, с первых дней войны Т-70 не рассматривался как противотанковое средство. И дело здесь не только в недостатке огневой мощи, сколько в низкой защищенности. Зато, в борьбе с пехотой противника легкий Т-70 был очень полезным. Так, при столкновениях в августе 1943 года у деревни Понизовье, Т-70 28-й гвардейской танковой бригады записали на свой счет 300 пехотинцев, 6 орудийных расчетов и несколько автомобилей.
Последним масштабным сражением с участием Т-70 стала Курская битва. К 4 июля 1943 года в составе Центрального фронта было 369 танков Т-70. Из них 261 машина была задействована в бою у Прохоровки. Характеристики легкого танка были несопоставимы с противником. Так, в одном лишь 29-м танковом корпусе после боя было потеряно 35 танков Т-70.
Интересен взгляд на бой 12 июля со стороны противника. Тогда танкам 31-й бригады удалось проникнуть в тыловые порядки 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт». Этот случай ярко продемонстрирован в немецком донесении:
«…оставшиеся три танка могли вести огонь по русским с расстояния от 10 до 30 метров с гарантированным попаданием. Пыль и неразбериха не дала понять врагу, что мы движемся в одном направлении. Было подбито уже 19 танков, когда огонь открыли машины 2-го полка <…> за три часа было уничтожено 62 танка Т-70 и Т-34»
Несмотря на явное завышение числа уничтоженных танков, эта картина хорошо демонстрирует положение легкого Т-70 в середине 1943 года.
Итоги
Курская битва продемонстрировала бесполезность легких машин в столкновении с танками противника. Уже в октябре 1943 года машину сняли с производства, а имеющиеся в войсках танки стали заменять более совершенными образцами. Т-70 передавали в учебные части или переделывали в САУ СУ-76. Тем не менее, «малютки» воевали до победных дней мая 1945 года. А их преимущества в городской застройке, которые придавала компактность и мобильность, делали Т-70 полезней многих именитых «коллег». До октября 1943 года было выпущено более 8 тысяч Т-70, что делает эту машину самым массовым танков Великой Отечественной – после Т-34.