Нужно ли менять масло каждые 5000-8000 км?
Отвечаем, что нет. В современных автомобилях менять очень часто масло не нужно. Современные двигатели не нуждаются в частой замене моторного масла. Но несмотря на это каждый водитель должен знать некоторые сведения о периодичности замены масла.
В наши дни минимальный интервал замены масла в 5000-8000 км, как правило, не нужен. Тем не менее, и особенно среди многих автолюбителей распространен миф о том, что в нашей стране масло нужно менять, как можно чаще. Как Вы думаете, кто поддерживает этот миф? Конечно частные автомастерские и гаражные автосервисы.
Дело в том, что мастерам, которые работают в подобных мастерских выгодно, чтобы Вы приезжали на обслуживание, как можно чаще. Поверив им, мы тратим на обслуживание намного больше денег. И надо признать, что не поверить в этот миф очень тяжело, ведь слышим мы это от работников автосервисов и, как правило, доверяем специалистам. Особенно, если они заявляют о том, что частая замена масла нужна в связи с плохим качеством топлива в нашей стране, которое способствует быстрой потери свойств моторного масла.
Но на самом деле, все производимые в наши дни автомобили не нуждаются в частой замены масла и особенно, каждые 5000-8000 км. Правда стоит отметить, что на наших дорогах все еще много старых машин, которые требуют замены масла в этом интервале. Но если Ваш автомобиль выпущен не более 5-7 лет назад, то частая замена масла не нужна.
Почему же старые машины нуждаются в более частой замене масла в отличие от новых? Более десяти лет назад на рынке было много автомобилей, которые были оснащены карбюраторной системой впрыска топлива. Именно эта система и предполагала замену масла каждые 5000- 8000 километров.
Также, конструкция старых силовых агрегатов не была такой совершенной, как сейчас. Старые моторы могли накапливать в себе влагу, которая попав в масло, меняло его свойства. Кроме того, 15 лет назад моторные масла были не такие совершенные, как сейчас. В настоящий момент на рынке представлены в основном синтетические масла высокого класса. Эти масла благодаря развитию технологий в химической промышленности стали по своему составу намного надежней, качественней и эффективней. Это позволило использовать их в двигателе намного дольше, даже при плохом качестве топлива.
Новые технологии, которые позволяют редко менять масло в автомобилях
Некоторые производители автомобилей разработали различные системы, которые позволяют увеличить интервал замены масла в двигателе. Например, компания Chrysler разработала систему, которая контролирует автоматически не только уровень масла в двигателе, но и отслеживает различные параметры режима эксплуатации автомобиля, чтобы определить, когда необходима плановая замена моторного масла.
Так, система следит за температурой двигателя, отслеживает нагрузку на мотор, время простоя, количество холодных пусков силового агрегата и многие другие параметры. Именно эти характеристики напрямую влияют на интервал замены масла.
Очевидно, если Вы часто возите груженый прицеп с тяжелым грузом в жаркую погоду и Ваш путь постоянно лежит через затяжную горку, то двигатель в машине подвергается повышенной нагрузки, что естественно способствует быстрой потере свойств масла.
Или, если Вы часто используете автомобиль на больших скоростях, то также, масло быстрее теряет свои химические свойства. Поэтому, если Вы чаще всего используете автомобиль на небольших скоростях и не перевозите часто на машине тяжелые грузы, то масло можно менять каждые 15,000 километров. В противном случае масло необходимо менять через каждые 10,000 километров. Правда стоит отметить, что эти значения применимы только для тех марок автомобилей у которых, меж сервисный интервал замены масла составляет 15,000 километров. Если в Вашей машине производитель рекомендует менять масло каждые 10,000 км, то в случае повышенной нагрузки на двигатель в связи с особенностями эксплуатации, масло нужно менять каждые 6000-8000 километров.
Еще одни технологии, которые помогли производителям увеличить пробег автомобиля между заменами масла. Это разработки, которые позволили увеличить надежность и устойчивость двигателей к разрушению за счет использования более современных материалов, а также, за счет электроники, которая регулирует оптимальный впрыск топлива.
Вы спросите, а что делать водителям, которые не проезжают за целый год необходимый километраж для планового технического осмотра, при котором меняется моторное масло. В таком случае не смотря на маленькие пробег автомобиля, моторное масло рекомендовано менять один раз в год.
Все дело в синтетических добавках, которые добавляют в масло и меняют его свойства. Спустя год после эксплуатации машины на одном масле, эти химические добавки могут потерять свои характеристики. Например, если Вы не будете менять масло раз в год, то химические вещества в масле такие как, анти-пенообразователи, моющие средства, ингибиторы коррозии и модификаторы трения могут деградировать. Современное масло это не только прямой продукт нефти, но и набор различных химических добавок.
Выбираем моторное масло.
Поскольку в противном случае недешевая «лошадка» просто-напросто падет. Но для того, что бы кормить ее достойным продуктом, нужно и самому хоть немного разбираться в кормах. Сиречь в маслах, что предлагает современный рынок. Тем более, что Россия сегодня – четвертый по величине потребитель масел в мире (после США, Китая и Японии). Сейчас потребность страны в смазочных материалах оценивается в 2,7 млн. т. в год. Ежегодный рост составляет 6–8%, так что уже в 2010-м нам надо будет 3,1 млн. т. Правда, эти цифры относятся ко всем смазочным материалам вообще. Но даже если остановиться лишь на автомобильных моторных маслах, то и в этом случае речь идет о гигантских объемах и деньгах. Только рынок фасованных масел для легковых автомобилей в прошлом году оценивался в 3,2 млрд. долл., а в 2010-м, по прогнозам, он превысит 4,2 млрд.! Что бы не переплачивать и не приобретать не нужное, следует просто узнать, а что собственно требуется именно вашему авто…
Деньги в банке
Перед каждым автовладельцем с пугающей регулярностью встает вопрос, подобный гамлетовскому – что заливать?! Казалось бы, чего думать – лей, что рекомендует завод-изготовитель. Только вот, что именно не всегда известно – машина выпущена в прошлом тысячелетии, завод-производитель далеко за границей, говорят там, зачастую, на малопонятном языке. Что же делать?! Разбираться самому. Классификация не сложная. Но прежде главное – что такое вообще автомобильное масло, и какими свойствами оно должно обладать. Понятно, что требования к автомобильным маслам вытекают из их предназначения: смазывать двигатель изнутри. Надежность работы мотора во многом зависит от такой важной характеристики масла, как вязкость.
Желательно, что бы она была по возможности большей. Это значительно снижает износ деталей, однако при «переборе» увеличивает потери на трение. Что, в свою очередь, приводит к повышенному расходу топлива. В целях облегчения веса двигателя, конструкторы прибегают к уменьшению емкости систем смазки, что приводит к возрастанию кратности циркуляции масла и интенсификации его окисления. Эффективное снижение скорости образования нагаров и лаков в системе смазки двигателя возможно только в том случае, когда масло обладает достаточно высокими моюще-диспергирующими и антиокислительными свойствами. Для увеличения надежности и обеспечения высокого ресурса работы двигателя необходимо, чтобы моторные масла имели высокий уровень противоизносных и противозадирных свойств. Для снижения коррозионного износа деталей цилиндро-поршневой группы и вкладышей коленчатого вала, вызываемого кислыми продуктами сгорания топлива, моторные масла должны обладать нейтрализующим действием.
И все эти свойства должны сохраняться длительное время (от 500 до 2000 моточасов работы двигателя, что соответствует примерно 12–45 тыс. км пробега). Любое моторное масло – это смесь некой основы, называемой базовым маслом, и пакета присадок, благодаря которым формируются заданные свойства. Вид базового масла и определяет, что получится в итоге – минералка, полная синтетика или частичная, в просторечии называемая полусинтетикой.
Минеральное базовое масло – это остаточные продукты перегонки нефти (то, что остается от исходного сырья после того, как получены бензин и дизельное топливо). Другими словами, это те же комбинации углеводородных соединений. Только вот незадача – стабильности состава добиться бывает очень не просто – и нефть бывает разная и технология получения меняется. Для выравнивания свойств используют присадки. И в каждом конкретном случае свои. Но они не панацея, поскольку под влиянием рабочих температур двигателя они довольно быстро «изнашиваются». В результате «минералка» элементарно теряет свои масляные свойства. По этой причине, некоторые фирмы-производители не особо афишируя, рекомендуют менять минеральное масло через 5–6 тыс. км пробега.
«Синтетика», в противовес «минералке» «собирается» искусственно из необходимых углеводородов. Благодаря этому масло стабильно по составу и свойствам. Присадок в таком масле минимум. Или вообще нет. Выгоды такого продукта очевидны – отличный холодный пуск, комплексная защита двигателя, большой межремонтный пробег.
Ну, и как не сложно догадаться, полусинтетическое масло – это компромисс. Смесь «минералки» с «синтетикой» (последней в «коктейле» не более 30 %). По свойствам тоже промежуточное положение: превосходит минеральное масло по свойствам, а стоит значительно меньше. Этакая «синтетика для бедных».
В принципе все три типа масел совместимы. Иначе говоря, при острой необходимости, долить можно любое. Но…лучше все же воздержаться. Смешиваясь, исходные компоненты могут изменить свойства масла. И, порой, не предсказуемо!
Картина маслом
Чтобы прочитать иероглифы, которыми буквально расписана банка с маслом, мало быть просто грамотным. Требуется еще умение переводить на понятный язык все эти импортные ГОСТы. Поскольку «наше» масло ныне не в фаворе, классификация в отечественных «цифро-буквах» пока не актуальна. Потому сразу перейдем к почти родной – американской API (Американский институт нефти) Организована она просто. Все масла разбиты на две большие категории – S (service) для бензиновых двигателей легковых авто и С (commercial) – для дизелей. В каждой категории свои уровни качества, обозначенные буквами латинского алфавита (от SA до SM и от СА до CI). Вторая буква – показатель группы масла по уровню эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала латинского алфавита расположена буква, тем выше уровень эксплуатационных свойств моторного масла. В настоящее время в категории «S» классификация API включает 10 классов масел в следующем порядке возрастания требований к их качеству (SA, SB, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL), а в категории «С» – 11 классов (CA, CB, CC, CD, CD-II, CF, CF-4, CF-2, CG-4 и CH-4). Цифры при обозначении классов CD-II, CF-4, CF-2 и CG-4 дают дополнительную информацию об использовании данного класса масел в 2-тактных или 4-тактных дизелях соответственно. Для обозначения универсальных масел принята двойная маркировка, например, SF/CC, SG/CD, CF-4/SH и т.п.
Теперь о вязкости – самой, пожалуй, важной характеристике. По американской же классификации SAE (Общество автомобильных инженеров) вязкость моторных масел разбита на шесть зимних (0W; 5W; 10W; 15W; 20W; 25W) и пять летних (20; 30; 40; 50; 60) классов. Всесезонные сорта носят двойное обозначение – например, 10W40. Цифры обозначают температурный диапазон применяемости масла и его вязкость при 100°С. Маркировка 10W40 означает, что масло можно использовать при температуре не ниже -20°С, а при 100°С его вязкость должна быть 12,5–16,3 сСт (единица вязкости – сантистокс). 0W40 – работает от -30°С, 15W40 – от -10°С. Или, что бы совсем понятно – чем меньше цифра перед буквой «W», тем меньше вязкость масла при низкой температуре и соответственно легче холодный пуск двигателя. Чем больше вторая цифра, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя в летнюю жару. Любопытно, что и для синтетики, и для минералки классификация вязкости – одинаковая! Поскольку двигателю все равно, что написано на банке. Ему важен не состав и технологии, а сама вязкость.
Надписи вроде LL или EС встречаются реже и означают: первая – увеличение межсервисного интервала, вторая – на принадлежность к энергосберегающей серии. Цифры, стоящие вслед за буквами, указывают ожидаемую экономию топлива в процентах (единица соответствует 1,5%, двойка – 2,5%, тройка – 3% и т.д.).
А вот на что можно спокойно не обращать внимание, так это на надпись TURBO. Дело в том, что моторам с турбокомпрессором нужно масло «своего» класса качества. А рекламная надпись – только для рекламы. И для красоты.
Осторожно, фальшивка!
Повезло! Совершенно случайно, прямо на дороге удалось купить настоящую «фирму», при этом очень не дорого! Вот уж радость, так радость! Действительно, только эйфория будет не долгой. На экономию таким образом двигатель очень быстро прореагирует снижением мощности и сизым дымом из выхлопной трубы. Чтобы удостоверится, что вам «впарили» фальшивку, можно еще проверить уровень залитого «масла» и убедиться, что оно «куда-то делось»… Теперь придется действовать очень быстро: сливайте «бодягу», промывайте (хотя бы на этот раз настоящим промывочным маслом!) и заливайте свежее. Не то последствия могут быть необратимыми. Увы, с маслами стали «химичить», наверное, одновременно с их появлением. И до сих пор кто-то очень неплохо наживается на человеческой скупости и некомпетентности. Чтобы не попасть на их удочку, следует знать основные приемы «работы с населением». Которых, сравнительно, немного.
Первый. В фирменную тару вместо моторного масла заливают индустриальное или базовую основу для изготовления любого из моторных масел. Нередкий результат – выход двигателя из строя. Во-вторых, моторное масло разбавляют перед продажей тем же индустриальным маслом. В-третьих, фирменную тару заполняют моторным маслом более низкого качества, чем указано на этикетке. И, в-четвертых, в индустриальное масло добавляют одну из самых дешевых присадок – загущающую. Подделанные таким образом масла имеют вязкостные характеристики в пределах необходимых требований. Но практически не имеют запаса эксплуатационных свойств.
Рекомендации по противоборству самые простые. Лучше всего покупать масло для своей «ласточки» в фирменных магазинах (или хотя бы просто в магазинах). Почитайте литературу (ныне ее предостаточно) и выбирайте только те масла, которые рекомендует производитель. А в идеале еще и с «запасом» – чуть выше классом. Не стоит растягивать периоды замены масла. И не нужно экономить на «расходниках» – свечах, тосоле и фильтрах. И если уж не уберегли «движок» – лечите радикально: качественный сервис, правильное масло.