Эта статья является вводной ко второй части. Здесь даются основные понятия, аббревиатуры и общие идеи. Предупреждаю, в первую очередь именно аббревиатуры в военной науке пугают неподготовленного читателя, поэтому практически перед каждой аббревиатурой, когда она в первый раз встречается, будет расшифровка, дальше уже она будет использоваться свободно.
Есть два способа рассказывать про советскую систему войсковой ПВО (ВПВО): хронологический (начиная с окончания Великой Отечественной Войны) и иерархический (начиная с самого ближнего или, наоборот, дальнего эшелона). Думаю, наиболее информативным будет последний способ, а историю вопроса будем по ходу освещать.
Крупнейшим формированием в сухопутных войсках СССР был военный округ (группа войск, если за рубежом), который в военное время легким движением руки превращался во фронт. То есть, даже не превращался, а просто начинал называться по-другому.
В его состав входили несколько общевойсковых, танковых, воздушных армий или армейских корпусов и разнообразные боевые, тыловые части и соединения, а также формирования боевого обеспечения. Тут можно много чего интересного рассказать и обязательно как-нибудь потом напишу, а пока к сути вопроса: верхний эшелон ВПВО располагался именно тут. Его основу составляла зенитно-ракетная бригада (зрбр) фронтового подчинения, на вооружении которой стоял бесподобный ЗРК С-300В, о котором я чуть позже расскажу. Главной задачей этой бригады было создание сплошной зоны поражения воздушных целей противника над всей зоной ответственности фронта во всем диапазоне высот (в первую очередь на больших и средних) от самолётов и крылатых ракет противника, а также прикрытие важнейших объектов от баллистических ракет типа MGM-31A Pershing-1A, AGM-69 SRAM, MGM-52 Lans.
В состав каждой общевойсковой или танковой армии по аналогии с фронтом входили несколько мотострелковых и танковых дивизий или бригад и разнообразные боевые, тыловые части и соединения, а также формирования боевого обеспечения. Следующий эшелон войсковой ПВО находился тут, его создавала зрбр армейского подчинения, вооруженная крутейшими Буками. Бригада обеспечивала эффективное прикрытие войск практически во всём диапазоне высот от самолётов, вертолетов и крылатых ракет противника. Буки в структуре советского ВПВО дополняли своего более дальнего коллегу, создавая повышенную плотность ПВО в зоне ответственности армии, а также заменяли их там, где С-300В уже не дотягивались: на малых и сверхмалых высотах вдали от позиций "трёхсоток", а также в наступлении, когда армия далеко отрывалась от основных сил фронта.
Продолжаем разбирать матрёшку. Мотострелковая и танковая дивизии (мсд и тд соответственно), наконец, перестают нас пугать неопределенностью. Тут всё чётко: шесть боевых полков и формирования боевого обеспечения и тыла. Если ты зануда или просто хочешь похвастаться знанием ОШС, можешь написать в комменты, где в предыдущем предложении неправда. Последние обычно мало интересуют непросвещенную публику, а вот боевые полки в составе мсд перечислим: три мотострелковых, один танковый, один самоходный артиллерийский, один зенитно-ракетный. Сокращения на будущее: мсп, тп, сап и зрп. Несложно, да? В танковой дивизии все почти так же, только пропорция мотострелковых и танковых частей обратная: три тп, один мсп, один сап и один зрп.
И вот тут вскроется моё страшное лукавство. По логике статьи я должен писать "как оно должно быть" на момент распада союза. То есть, я должен написать, что дивизионное звено ПВО должно строиться на богоподобном 9К330 Тор. Но Тор был принят на вооружение только в 1986-м году и на начало 1991-го года на Торы были переведены лишь два полка. То есть всего две дивизии (4 гв тд и 24 мсд) . Обязательно дам краткую характеристику этой машине позже. А сейчас, как оно было на самом деле: основу дивизионного ПВО составляли зрп на 9К33 "Оса" в мотострелковых дивизиях и 2К12 "Куб" в танковых дивизиях. Точнее первые предполагались для мсд, вторые - для тд, а в реальности все смешалось: встречались и мсд на Осах, и тд на Кубах.
И опять лукавлю. Вследствие несчётного числа дивизий в сухопутных войсках (не менее 130 на начало 90х), даже порядка 85 зрп на Буках и Осах (до 40 и до 45 зрп соответственно) не хватало на всю армию. Поэтому еще не менее 40 дивизий должны были прикрываться зенапами - зенитно-артиллерийскими полками с 57мм автоматическими зенитными пушками АЗП-57. Пока читатель делает "воу-воу-воу", я опять обещаю все подробнее рассказать попозже, а пока двигаюсь дальше.
Советское дивизионное ПВО обеспечивало поражение целей на средних, малых и сверхмалых высотах. Повышало плотность огня над зоной ответственности дивизии до буквально невыносимой, по сути создавая бесполётную зону. Если хорошенько себе представить налёт тактической авиации на подразделения дивизии, то вырисовывается страшная картина: традиционная штурмовка неуправляемыми бомбами и ракетами без применения высокоточного оружия (ВТО) типа AGM-62 Walleye, GBU-12 Paveway II, AGM-65 Maverick становилась просто самоубийственной. Однако даже для применения этих боеприпасов требовалось в войти в зону действия, как минимум, армейского ПВО.
С появлением на сцене 9К330 Тор, который разрабатывался с учётом необходимости перехвата вышеперечисленных высокоточных боеприпасов, какая-либо штурмовка позиций боевых соединений сухопутных войск, прикрытых этим комплексом, выглядит совсем невозможной. Более того, эта страшная штука способна даже реактивные снаряды РСЗО перехватывать. То есть зрп дивизии вполне может перехватить весь залп батареи MLRS.
Последним эшелоном всей этой системы являлся зенитный ракетно-артиллерийский дивизион (зрадн) мсп или тп. Дивизион, в зависимости от штата, был двух- или трёхбатарейного состава. Самый крутой вариант: зенитная ракетно-артиллерийская батарея (зраб) 2С6 Тунгуска, зенитно-ракетная батарея (зрб) 9К35 Стрела-10 и зрб ПЗРК 9К38 "Игла". Последняя батарея, по-хорошему, образует ещё один эшелон и в начале восьмидесятых находилась в подчинении мотострелковых батальонов полка, но об этом я расскажу позже. А пока краткая характеристика этих двух эшелонов.
Даже Осы и Торы, находясь всё-таки на некотором удалении от линии боевого соприкосновения, имеют слепые зоны: тут лесочек, там горка. Оно и правильно, потому что основа ПВО дивизии должна находиться все-таки на некотором удалении от переднего края в глубине построения, укрытая от глаз противника и способная в случае необходимости дать по тапкам. А вот боевые подразделения, танки и боевые бронированные башины, такой привелегии лишены, а потому в их боевые порядки вводятся вышеупомянутые средства ПВО из состава зрадн.
Батареи отличаются друг от друга возможностями и смыслом. Самой крутой является батарея Тунгусок, пришедших на замену Шилкам. Главной их задачей является прикрытие в первую очередь танковых подразделений прямо из боевых порядков. Основные цели: зависшие и низколетящие вертолеты огневой поддержки (ВОП) и самолёты на предельно-малых высотах (ПМВ).
Батарея Стрел предназначалась для прикрытия в первую очередь мотострелковых подразделений полка от вертолетов огневой поддержки и прочих незадачливых летунов. Отличается от Тунгуски в лучшую сторону, как ни странно, шасси. Почти вся техника мотострелковых батальонов плавает, тогда как Тунгуска - нет. В европейских условиях, когда вся местность пересечена значительным количеством рек, мотострелковый батальон без ЗРК на плавающей платформе рано или поздно просто обречен оказаться без прикрытия.
Кстати преодоление рек - это один из краеугольных камней советских сухопутных войск. Может быть, когда-нибудь я дополню свою старую статью на тему преодоления водных преград и перенесу её сюда.
Третья же батарея является уже настоящим последним эшелоном, главной задачей которого было прикрытие войск от НЛЦ и ВОП, когда другие средства уже не работают или их просто нет рядом. Предназначены, главным образом, для защиты мотострелковых подразделений из расчёта один ПЗРК на взвод. Тут опять есть некоторые детали, но о них позже.
Подведём итоги. На начало 90х образцовая система ПВО выглядела следующим образом.
Дальний эшелон составляла зрбр фронтового подчинения на С-300В. Она должна была прикрывать наиболее важные объекты оперативного построения фронта от баллистических ракет, а также перекрывать воздушное пространство в диапазоне средних и больших высот, работая во взаимодействии с армейским ПВО в пересечении зон поражения и с военно-воздушными силами (ВВС) там, где армейское ПВО не дотягивалось. Появление С-300В позволило отодвинуть рубежи работы таких важнейших элементов построения воздушных порядков противника, как:
- авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (АК РЛДН) типа E-2C Hawkeye и E-3C Sentry;
- постановщики активных помех (ПАП) типа EP-3E Aries II, EA-6B Prowler, EF-111 Raven;
- самолеты-разведчики типа RF-4C и RC-135;
- носители противорадиолокационных ракет (ПРР) типа F-4G Wild Weasel.
Ниже ступенькой стояла зрбр армейского подчинения на ЗРК Бук-М1, которая во взаимодействии с фронтовым и дивизионным эшелонами решала задачу прикрытия воздушного пространства во всём диапазоне высот в зоне ответственности армии. Одной из важнейших задач было поражение носителей за пределами максимальной дальности применения ВТО.
Дивизионный уровень системы строился из зенитно-ракетных полков, на вооружении которых стояли ЗРК Тор, Оса и Куб. Главной задачей дивизионных зрп становилось в буквальном смысле воспрещение штурмовки позиций и войск дивизии неуправляемыми боеприпасами.
В четвертом и пятом полковом эшелонах поровну поделили между собой ответственность за защиту воздушного пространства полка три батареи: Тунгуска, Стрела-10 и Игла, сведенные в один зрадн. Главной задачей зрадн было и явлется прикрытие боевых подразделений полка от ВОП и НЛЦ.
Такая пятиэшелонная (шесть эшелонов с учётом ВВС) система ВПВО - это, конечно, особенность советской армии; больше такого в мире не было нигде. Эта система сохранилась, развивается и модернизируется в вооруженных силах РФ и по сей день, в то время как система ВПВО западных коллег за эти тридцать лет только редеет. В вооруженных силах США, например, остались только дальний (MIM-104 Patriot) и ближний (FIM-92 Stinger) эшелоны.
Это, к слову, и есть ответ на частый вопрос о том, почему ВКС России в сравнении с ВВС стран НАТО несколько хуже оснащены техникой и авиационными средствами поражения. Просто в них буквально нет нужды.