В нашей редакции всегда были очень щепетильны при отборе работников. Особенно журналистов. Все-таки это лицо газеты. Ее политика. Ее восприятие читателями. Ни в коем случае не утверждаю, что труд менеджеров, дизайнеров, корректоров, распространителей менее важен. Но именно журналистов мы всегда выбираем.
Каждый раз это что-то особенное – чуть ли не творческий конкурс, сравнение резюме, проверка портфолио, выполнение редакционного задания. И, как следствие, люди, которые перерастали свою должность, уходили в другие издания на повышение. Четверо из них трудятся редакторами газет, другие успешно работают в других городах.
Со временем меня стали приглашать в школы молодых журналистов – поделиться секретами мастерства. Делюсь. По-честному. Даю задания, трачу время на правку. Господи, они даже не удосуживаются прогнать текст через функцию «Проверка орфографии»…
Но в какой-то момент я с печалью понял, что никакие журналистские конкурсы теперь не нужны. Определить – может ли человек складно и грамотно писать – можно по одному лишь заявлению о приеме на работу. Этот тест я использую теперь постоянно – причем результаты тут же показываю претенденту.
Рекорд для вакансии журналиста – 12 ошибок в 16 словах.
И после этого человек, как правило, не проходит и вторую часть теста. На предложение: что тебя интересует, задавай вопросы – спрашивается только «сколько вы мне будете платить?». Что делать, что посоветуете для того, чтобы получить вакансию, над чем мне надо поработать… не, это не интересует.
Мне кажется, не за горами время, когда молодежь при предложении выполнить письменное задание, будет гуглить, как правильно пишется та или иная буква русского алфавита. Например, о'кей, ГУГЛ, в какую сторону правильно писать букву Э? Или Я.