Представьте, в почтовом ящике появляется извещение на письмо из суда на имя любимого человека, уже покинувшего этот мир… Что это, нелепая случайность или свежая интерпретация гоголевских «Мертвых душ»?
Вдова известного общественника Владимира Разинкина, оказавшаяся в такой ситуации, пришла в «КС», чтобы разобраться, законны ли действия ресурсника.
Владимир Максимович был известным и уважаемым человеком не только в окружном центре, но и в регионе, много лет возглавлял окружной совет ветеранов. Болезнь остановила жизнь полковника в отставке почти три с половиной года назад. Супруга Риоритта Алексеевна бережно хранит память о нем, но извещения на имя мужа угнетают пожилую женщину.
– Они напоминают об утрате дорого человека, которого вдруг стали считать должником. Я не понимаю, как вообще можно посылать извещения мертвому человеку… – с волнением говорит пенсионерка Риоритта Разинкина.
Не уподобляйтесь Чичикову!
Да-да, вдове пришло уже второе извещение на заказное письмо из суда – и снова на имя Владимира Разинкина, который умер в мае 2015 года.
Риоритта Алексеевна уверяет, что жилищно-коммунальные услуги всегда оплачивает исправно. А долг – за два последних месяца 2015 года, когда и мужа уже не было в живых, считает происками либо обанкротившейся управляющей компании, которая деньги брала, а услуги не оказывала, либо ошибкой, которую не хочет признать ресурсник.
Женщина утверждает, что известила коммунальщиков о своей утрате – она обращалась в АО «Салехардэнерго», когда узнала о внезапно появившемся долге – более 5,7 тысяч рублей. В апреле даже писала официальное письмо директору компании, в котором просила не уподобляться Чичикову из «Мертвых душ» Николая Гоголя. Однако послание зарегистрировали, но письменного ответа от руководства компании или его специалистов так и не последовало…
Про то, как обслуживался многоквартирник № 56 по улице Республики, где проживает женщина, можно написать отдельный роман. За 12 лет дом неоднократно переходил от одной «управляшки» к другой, четыре компании обанкротились. Риоритта Алексеевна полагает, что ни одна из них не передавала сменщикам деньги, которые люди платили на текущий ремонт. Может, эти средства тратились на обновления? Увы, как рассказала пенсионерка, этого не происходило.
Когда очередная УК оказалась на стадии банкротства, собственники решили, что за последние два месяца не заплатят ей ни копейки. Не тогда ли возникла задолженность? Все услуги отражались в одной квитанции, и значит свои деньги не получили и те, кто обеспечивал дом теплом, водой и светом? Пенсионерка считает, что это не так. Но подтвердить свои слова ни коммунальщикам, ни журналистам ей нечем: квитанции за прошлые годы давно выкинула…
С мертвого не возьмешь, а вот с наследника…
В АО «Салехардэнерго» признали: оформление долга на Владимира Разинкина было ошибочным. Еще в апреле 2015-го, то есть за месяц до смерти супруга и за полгода до не проплаченных месяцев, женщина переоформила лицевой счет на себя. Однако в документации по дебиторской задолженности управляющей компании – МП «Салехардремстрой», которую ресурсник выкупил, фигурировали данные именно Владимира Разинкина. Поэтому долговые требования выставили на него, а потом, когда разобрались, – на вдову, как наследницу.
В разговоре с заместителем генерального директора по правовым вопросам Александром Дубровских выяснилось, что у коммунальщиков есть и другие финансовые претензии к пенсионерам. По отчетам другой УК – «Глобалжилсервис», которая обслуживала дом в 2013-2014 годах, выходит, что пожилые люди не заплатили 7,7 тысячи рублей. Срок исковой давности истек, но, как сказал собеседник, есть другой механизм – отключение от услуги.
По словам Александра Дубровских, Риоритте Разинкиной уже разъясняли: чтобы избавиться от долга (поэтому-то ей и не пришел письменный ответ от руководства компании. – Прим. ред.), ей нужно представить доказательства расчета. Таковыми могут служить не только квитанции, но и информация из банка или от почтовиков.
– Дело в том, что мы не можем запросить данные ни на почте, ни в банке, это может сделать только тот, кто оплачивал квитанции. Поэтому женщине лучше всего обратиться в отделение почтовой связи или банк, написать заявление с просьбой предоставить сведения о перечислении денежных средств в компании «Глобалжилсервис» и «Салехардремстрой» в 2013-2015 годах. Получив эту выписку, мы сверим данные по лицевому счету и все прояснится. Кроме того, нужно уточнить, проживала ли гражданка совместно с умершим. Если да, то она несет солидарную обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг, – прокомментировал Александр Дубровских.
Чтобы понять, насколько законны требования коммунальщиков и есть ли какие-то последствия из-за претензий к покойному, «КС» обратился к сообществу юристов. Вопрос задали на одном из профильных порталов и получили несколько ответов. Эксперты едины в том, что по Гражданскому кодексу РФ никто ничего не может требовать с человека, покинувшего этот мир. А вот наследники несут субсидиарную ответственность по долгам. Наказания для ресурсника тоже не последует. Ведь он мог просто и не знать, что человек умер, поскольку при открытии лицевого счета пенсионеркой, супруг еще был жив.