Найти в Дзене
Записки истории

Истребитель истребителей

В годы Великой Отечественной войны на Северном флоте широко было известно имя летчика-истребителя Василия Семеновича Адонкина. К июлю 1943 года он совершил 358 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, 16 самолетов противника сбил лично и 3 — в группе. В боях он показывал образцы бесстрашия, мужества, героизма и высокого мастерства, постоянно искал новые тактические приемы.

Герой Советского Союза Адонкин Василий Семенович
Герой Советского Союза Адонкин Василий Семенович

Жаркими были воздушные бои в 1941 г. Тогда авиация противника осуществляла массированные налеты на базы, порты и аэродромы флота. Первый массированный удар по аэродромам гитлеровцы дважды пытались нанести 29 июня. Североморцы смело вступали в бой, сбивали вражеские бомбардировщики и истребители. Среди летчиков смелостью и отвагой выделялся младший лейтенант В. С. Адонкин. В групповом бою с ним бесстрашно действовали капитан И. К. Туманов, старшие лейтенанты В. Н. Алагуров и В. П. Юдин. Вместе они сбили 4 Ю-88.

Напряженность боев в небе Заполярья все возрастала. Так, только в августе 1941 г. в районе Кольского залива было отмечено 1770 пролетов самолетов противника; в июне 1942 г. их уже было 2895. За первый год войны только на город и порт Мурманск вражеская авиация произвела 125 налетов. Вместе со своими боевыми товарищами летчик-истребитель В. С. Адонкин препятствовал гитлеровцам бомбить наши порты. Он бесстрашно вступал в бой с врагом, если последний даже численно превосходил наши силы. В начале июня 1942 г. североморцы вылетели навстречу 12 «юнкерсам», шедшим под прикрытием 12 «мессершмиттов». Враг имел численное превосходство: наших самолетов было лишь 12 (шестерка И-16, возглавляемая В. С. Адонкиным, и вторая группа истребителей). Атаковать «юнкерсов», не допустить их к Мурманску и не дать сбросить бомбы на город и порт должна была вторая группа. И-16 имели задачу отсечь вражеские истребители от бомбардировщиков.

Мурманчане наблюдают за воздушным боем над городом. 06.04.1943 г.
Мурманчане наблюдают за воздушным боем над городом. 06.04.1943 г.

Несмотря на превосходство противника, В. С. Адонкин смело ринулся в бой, связал своей группой все 12 истребителей врага. Три МЕ-109, оставив за собой шлейфы дыма, врезались в сопки. Одного из «мессершмиттов» сбил лично В. С. Адонкин. Тем временем истребители второй группы вступили в бой с оставшимися без прикрытия фашистскими бомбардировщиками, заставили их сбросить бомбы на пустынные каменистые сопки. Наши летчики сбили 6 «юнкерсов».

В 1942 г. В. С. Адонкину доверили эскадрилью, которую в прошлом водил в бой прославленный североморский летчик-истребитель Б. С. Сафонов. Это доверие окрылило молодого командира. Он стремился овладеть сафоновским стилем боя, изо дня в день улучшал тактику, повышал боевое мастерство. Под его руководством летчики успешно выполняли многообразные задачи: прикрывали атаки подразделений сухопутных войск, морской пехоты, сопровождали бомбардировочную и торпедоносную авиацию, конвои, патрулировали над портами и базами флота.

«Харрикейны» из состава 78 ИАП ВВС СФ в прикрытии бомбардировщиков СБ, зима 1941-42 гг. Несмотря на мороз у всех истребителей фонари открыты.
«Харрикейны» из состава 78 ИАП ВВС СФ в прикрытии бомбардировщиков СБ, зима 1941-42 гг. Несмотря на мороз у всех истребителей фонари открыты.

В. С. Адонкин умело сочетал теоретические знания с богатейшим боевым опытом. Его действия в бою служили для подчиненных примером храбрости, бесстрашия, героизма. Так, 19 июня 1943 г. восьмерка «харрикейнов» под командованием В. С. Адонкина сопровождала штурмовики, шедшие в район Варангер-фиорда для нанесения удара по транспортам. На подходе к вражеским судам навстречу нашим самолетам устремились «мессершмитты». Восьмерка наших истребителей смело вступила в бой с 27 гитлеровскими самолетами и 4 из них сбила. Штурмовики тем временем получили возможность атаковать конвой противника и потопили 2 транспорта и миноносец.

Через несколько дней В. С. Адонкину была поставлена другая боевая задача: нанести удар по аэродрому противника в Луостари. Для этого выделялась шестерка «харрикейнов» и шестерка И-16. На подходе к аэродрому В. С. Адонкин обнаружил 10 ME-109 и Фокке-Вульф-190. Он тут же отдал приказание И-16 начать штурмовку аэродрома, а сам решил завязать бой с вражескими истребителями. Отважный командир эскадрильи предвидел, что бой будет нелегким, так как «харрикейны» уступали вражеским самолетам в вертикальном маневре. Но В. С. Адонкин умело использовал погоду: над аэродромом на высоте 1000—1500 м стояла густая облачность, под покровом которой и начался бой. Вражеские истребители, лишенные свободы вертикального маневра, вынуждены были драться на виражах. В этом бою было сбито 5 истребителей ME-109, два самолета уничтожено на земле. Все наши летчики возвратились на свой аэродром.

Капитан Василий Адонкин позирует на фоне своего «Харрикейна», 20 июня 1943 года.
Капитан Василий Адонкин позирует на фоне своего «Харрикейна», 20 июня 1943 года.

Каждый из боевых вылетов В. С. Адонкина являлся настоящим подвигом. За мужество и отвагу он был награжден тремя орденами Красного Знамени. 22 января 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР присвоил капитану В. С. Адонкину высокое звание Героя Советского Союза.

17 марта 1944 г. В. С. Адонкин вылетел для сопровождения торпедоносцев. Выполняя боевое задание, отважный летчик погиб.

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте «Палец вверх»

-5