Кино, как и любой другой вид искусства, способно влиять на сознание и подсознание людей. Эстетическая эмоция, которую зритель испытывает во время просмотра фильма, приводит знания и чувства в гармонию и позволяет сориентироваться в окружающем мире. Но чем же искусство отличается от прямой пропаганды, и как создателям кинокартины не стать картонными морализаторами?
Хорошо рассказанная история дарит людям то, что они не всегда могут получить от жизни, а именно, осмысленное эмоциональное переживание. Поэтому режиссеры и сценаристы действительно имеют в руках инструмент, с помощью которого можно воспитывать мировоззрения аудитории. В этом нет ничего плохого потому, что кино – это не учебники, и учиться жизни по кинематографу – личная ответственность каждого.
Фильмы не обязаны быть правильными, удобными и выражать мнение большинства.
Некоторые картины, к примеру, транслируют идею о том, что самосуд - это круто («Законопослушный гражданин»), и они тоже имеют право на существование, ведь кино - это еще и развлечение. Никто ведь не закрывает тиры из-за того, что они учат людей пользоваться оружием.
Ответ на главный вопрос, вынесенный в заголовок статьи, заключается в глубоком анализе героев фильма. Кому-то это будет не по нраву, но для примера я возьму недавнюю кинокартину «Скрытые фигуры». Это история о трех афроамериканках, работающих в НАСА и помогающих в запуске первой космической миссии. Учитывая исторические рамки, их, естественно, ущемляют, прессуют и всячески дискриминируют. Но героини, конечно, настолько талантливы и умны, что пробивают себе дорогу и оказываются совершенно незаменимыми в работе.
Сколько подобных сюжетов мы видели? Десятки? Сотни?
Если отбросить всех сексистов, феминистов, гомофобов и прочих, то останется лишь драматургия. С кинодраматургической точки зрения глубокий характер героя – это характер, обладающий противоречиями. Чем больше противоречий, тем больше жизни и многомерности в персонаже. Например, как в фильме «Легенда» с Томом Харди: герой-гангстер галантно и трепетно относится к своей возлюбленной, но как только теряет над ней контроль, срывается и избивает ее. То же самое у него в отношения с братом: с одной стороны, он его любит и никогда не обидит; с другой стороны, он его терпеть не может, так как тот портит ему жизнь. Такие противоречия создают многомерность как в отношениях между персонажами, так и в самом герое. Подобная проработка героев присутствует во многих фильмах самых разных жанров.
Что же можно наблюдать в «Скрытых фигурах»? Героинь там показывают исключительно с лучших сторон: они вежливые, талантливые умные, добрые, гуманные и т.д. Грамотный зритель, разумеется не верит в таких персонажей потому, что знает, что жизнь гораздо многомернее, чем просто добро и зло.
Даже такой игривый и, на первый взгляд, простой характер Джека Воробья намного многомернее, чем у героинь «Скрытых фигур». И это учитывая, что «Пираты Карибского моря» не поднимают острых социальных тем.
Из-за того, что в нашем обществе идет активная борьба за равноправие, в фильмах представителей разных меньшинств не всегда, но достаточно часто, намеренно делают очень хорошими, а окружающих их людей очень плохими, тупыми и прочее. Именно в этом отличие искусства от пропаганды.
Картин с униженными и оскорбленными, но в то же время простыми, как три копейки персонажами, сейчас навалом. Смысл статьи не в принижении таких фильмов, а в разъяснении их отличия от произведений искусства. В обилие пропагандистских лент нет на самом деле ничего плохого, ведь профессия режиссера или сценариста заключается в донесении до аудитории определенной мысли, а согласны Вы с этой мыслью или нет - уже не важно. Если не согласны, снимите собственный фильм.
- Если материал был интересен и полезен, ставьте лайк и подписывайтесь на KINOSOФIЯ
- Литература: youtube.com