Знаменитый актер стал смыслом жизни для двух очень любивших его женщин. Но Демьяненко сделал свой выбор в пользу одной.
Частная жизнь «Шурика», как неизменно называли Александра Демьяненко после выхода знаменитой комедии Гайдая, а затем ее продолжения, всегда оставалось за кадром. Он предпочитал многое держать в себе, и проблемы, и радости, и боль — душевную и физическую . Даже о том, что у него болит сердце, актер никому не говорил — или не придавал этому большого значения. Александра Сергеевича не стало 22 августа 1999-го, он ушел из жизни в 62 года, незадолго до операции, назначенной врачами.
Заложник Шурика
После выхода «Операции Ы…» и «Кавказской пленницы…» многие считали, что артист зазнался. Александр Демьяненко ходил по Ленинграду в темных очках, сторонился людей, но актер, человек очень скромный и застенчивый по натуре, просто стеснялся своей популярности. Он терпеть не мог панибратства, то, что совершенно незнакомые люди подходили к нему на улице, хлопали по плечу, предлагали: «Эй, Шурик, давай выпьем» его задевало и расстраивало. Еще тяжелее ему было пережить то, что и режиссеры видели в нем только «Шурика», а ведь он мог играть — и играл — роли самого разного плана.
С самых первых дней творческого пути Демьяненко рядом с ним была супруга Марина. Познакомились они еще в школьные годы, вместе ходили в драмкружок, вместе мечтали о сцене. Уезжая из родного Свердловска в Ленинград, он позвал девушку с собой. Впоследствии Марина Склярова стала драматургом, но главным смыслом ее жизни был муж. Она — деловая женщина, «добытчица» дефицита, хранительница домашнего очага, он — совершенно неприспособленный к быту человек, чем-то действительно напоминающий чудака Шурика.
Просто собрал чемодан
Супруги были вместе почти двадцать лет. Детей у них не было. Много лет спустя Марина Даниловна расскажет, что мужу они были не нужны, поэтому она делала аборты.
Когда однажды актер собрал чемодан и ушел, оставив ей квартиру и все нажитое за годы брака, она не стала устраивать ему скандалов, не стала удерживать. Свой поступок Александр Демьяненко никому не объяснял. «Вероятно, любовь кончилась», — размышляла впоследствии супруга Леонида Гайдая Нина Гребешкова, хорошо знавшая их семью.
Со своей второй женой Людмилой актер познакомился в 1975 году, она была младше актера на три года, работала ассистентом режиссера на «Ленфильме». Чувства вспыхнули не сразу — оба уже были достаточно зрелыми людьми, Людмила воспитывала дочь. Какое-то время они присматривались друг к другу, потом Демьяненко начал оказывать Людмиле знаки внимания, подвозил ее до дома…
Они уже жили вместе, а развестись с первой женой актер так и не мог, по словам Людмилы, он не мог себя заставить переступить порог суда. Возможно, ему также не хотелось наносить бывшей супруге очередную травму: много лет спустя друг Демьяненко рассказывал, как Марина вскоре после ухода Александра пыталась инсценировать самоубийство, надеялась, что друг семьи вместе с бывшим мужем примчатся ее «спасать».
Актер развелся только через 12 лет. Почти сразу же они с Людмилой расписались. Супруги были счастливы все годы совместной жизни, почти четверть века, даже ни разу не поссорились, рассказывала Людмила Акимовна. Демьяненко был молчуном, любил уединение, и она ему не мешала, просто была рядом.
Далеко не все знакомые актера сразу приняли его второй брак, впрочем, это было не единственное непонимание со стороны. Кто-то из коллег не понимал, почему он так не любит своего самого знаменитого героя, Шурика, ведь благодаря ему Александр Демьяненко стал знаменитым. А когда в 90-х он начал сниматься в сериале «Клубничка», многие упрекали актера, что он опустился до такой «второсортицы». А Александр Сергеевич просто не мог сидеть без работы, из Театра комедии, который долгие годы был его «отдушиной», пришлось уйти из-за разногласий с новым руководством, да и денег, которые удавалось зарабатывать озвучиванием фильмов, не хватало. Но все это актер предпочитал держать в себе.
Умру от страха…
Лето 1999 года было очень жарким, и Александр Сергеевич начал периодически жаловаться на здоровье. Поначалу обходился «сердечным пластырем», который ему посоветовали врачи, супруга еле уговорила его сходить к врачу. А в клинике выяснилось, что у актера был инфаркт, его тут же отправили в реанимацию. Серьезность своего положения Александр Сергеевич не понимал. Даже шутил, говорил, что умрет, как Евстигнеев, от страха.
Лето 1999 года было очень жарким, и Александр Сергеевич начал периодически жаловаться на здоровье. Поначалу обходился «сердечным пластырем», который ему посоветовали врачи, супруга еле уговорила его сходить к врачу. А в клинике выяснилось, что у актера был инфаркт, его тут же отправили в реанимацию. Серьезность своего положения Александр Сергеевич не понимал. Даже шутил, говорил, что умрет, как Евстигнеев, от страха.
Врачи готовили Александра Демьяненко к коронарографии — исследованию, использующемуся для диагностики болезней сердца, говорили, что, скорее всего, понадобится шунтирование. Но до операции Демьяненко не дожил. Утром 22 августа у него произошел отек легких — его спровоцировала коронарная болезнь сердца. Откачать актера так и не смогли. Потом патологоанатом говорил, что никогда не видел «такого отработанного сердца».
Женщины, которые его любили
Людмила Акимовна пережила супруга на шесть лет, уйдя из жизни в 2005-м. Похоронили ее рядом с могилой мужа. На памятнике Александру Демьяненко нет его фотографии. Так решила вдова, объяснив, что при жизни на него смотрело слишком много любопытных глаз — пусть отдохнет хоть после смерти.
Одной из главных трагедий актера стало то, что он, долгие годы бывший на виду, в последние годы жизни оказался не востребован в профессии. Хотя многие думали, что артист прекратил общаться с первой супругой, много лет спустя Марина Склярова рассказала, как он приходил к ней — и страдал. «Приходил, садился в кресло и рыдал», — вспоминала она.
Первая жена Александра Демьяненко скончалась в конце 2017 года. После развода замуж она так и не вышла, жила одна в той самой квартире, которую ей оставил актер. Говорили, что она так и не смогла смириться ни с тем, что он от нее ушел, ни с его смертью. Склярова мало с кем общалась, родных у нее не было. В последние годы жизни она испытывала серьезные денежные затруднения, порой не имела денег на продукты, но квартиру не разменяла. Бережно хранила все подарки Демьяненко, берегла свою память о нем, называла подаренных бывшим мужем игрушек и кукол своими единственными друзьями — вместе с живым вороненком Гришей, которого ей подарили знакомые.
Текст: Ирина Петрова для Teleprogramma.pro