Найти в Дзене
Лахта Центр

Как петербургский Лахта Центр обгонял европейские небоскребы

Для начала – а строят ли продвинутые европейцы небоскребы в принципе? Есть ли кого обгонять?

Принято считать, что в современном мире - несколько центров высотного строительства: Китай, Япония и Штаты, Ближний восток. Но с ними все понятно - в Японии мало земли, в Китае – много людей, а американцы… у них национальное блюдо – гамбургер! Специфические у них вкусы.

А вот в Европе знают толк в прекрасном и небоскребов не строят. Как закончилась эпоха готических соборов – высочайшеств своей эпохи, так и перестали. Или нет?

Вспомним путь башни Лахта Центра до отметки высочайшего на европейском континенте.

 Таймлайн строительства башни с сентября 2015 по сентябрь 2017
Таймлайн строительства башни с сентября 2015 по сентябрь 2017

Поэтажное строительство стартовало в конце августа 2015, первая крупная веха случилась менее чем через год — 27 июня 2016. Ядро преодолело 147 метров, Лахта Центр стал самым высоким зданием в Петербурге. Парой недель позже небоскреб обогнал самое высокое здание Бельгии – расположенный в Брюсселе Tour du Midi. 150 метров роста, введен в эксплуатацию в 1967. Тем же июлем обошли Maastoren – 164,75 м., Роттердам, Нидерланды. Здание построено недавно – в 2010.

Самое высокое в Швейцарии — Roche Turm Bau 1, 178 м. построено в 2015, обошли в августе 2016. Тогда же – высочайшего в Швеции, Turning Torso со 190 м. Тоже новостройка – сдано в 2005.

 Turning Torso. Швеция, Мальме. Небоскреб в Швеции — не ожидали)? Фото отсюда
Turning Torso. Швеция, Мальме. Небоскреб в Швеции — не ожидали)? Фото отсюда

Самое высокое здание Италии, UniCredit Tower в Милане, рост — 217,7 м., построено в 2012, обошли в октябре 2016. Тогда же обогнали Tour First — самый высокий небоскреб Франции после реновации в 2011 году, когда ему добавили 72 метра к имевшимся 159.

Варшавский Palace of Culture and Science обогнали то ли в октябре, то ли в ноябре.
Конструктивная высота дворца – 230,7 м, согласно данным Emporis и Skyscraper. Но сами поляки настаивают на 237 метрах. По их мнению, антенну необходимо засчитать в метраж, поскольку она является "
неотъемлемой частью шпиля". Привожу в качестве наглядной иллюстрации к вопросу о том, гонятся ли европейцы за высотой.

 Дворец культуры и науки. Польша, Варшава. С одной стороны —  конструктив есть конструктив, шляпа на голове не сделает выше. С другой —  отличить, где еще шпиль, а где уже антенна и вправду непросто. Фотограф  — Марина Глобетроттер
Дворец культуры и науки. Польша, Варшава. С одной стороны — конструктив есть конструктив, шляпа на голове не сделает выше. С другой — отличить, где еще шпиль, а где уже антенна и вправду непросто. Фотограф — Марина Глобетроттер

Январь 2017 – обошли испанцев с Torre de Cristal, 250 метров высоты и 2008 год постройки.
Апрель – обгоняем немцев с Commerzbank Tower — 259 м., построен в 1997 году. На день космонавтики – английский The Shard, 306 метров и 2013 год постройки. Все высоты приведены по конструктиву.

 The Shard. Великобритания, Лондон. Фотограф — Colin
The Shard. Великобритания, Лондон. Фотограф — Colin

Как видите, небоскребы есть во всех крупных странах Европы. И это – отнюдь не постройки готического периода, а современные новые здания. Так что высотное строительство в Европе никуда не делось.

А как же штаб-квартира Statoil в Осло, которую любят приводить в пример «правильной» архитектуры штаб-квартир нефтегазовых корпораций?

 Штаб-квартира Statiol. Норвегия, Осло. Кажется, немного напоминает поломанный и сложенный горкой небоскреб? Фото отсюда.
Штаб-квартира Statiol. Норвегия, Осло. Кажется, немного напоминает поломанный и сложенный горкой небоскреб? Фото отсюда.

Скандинавская и в частности норвежская культура и история лежат в другом пласте человеческого бэкграунда и мировоззрения, нежели российская. Не хуже и не лучше – просто в другом. Хотя викинги долгое время досаждали Европе, сама Норвегия никогда не претендовала на роль великой державы – даже сейчас, когда нефтяная эпоха превратила одну из беднейших стран Старого света в одну из богатейших в мире.

В скандинавской культуре принято не выделяться и быть «не слишком» — что антагонистично широте и размаху, которые классики не без оснований приписывали нашим соотечественникам. Чем одно лучше другого? А ничем. Просто первыми полететь в космос, победить непобедимых, изобрести технологию добычи сланцевой нефти (вот зачем?!) — где-то в одном ряду причин и следствий с постройкой самого выдающегося здания в Европе. Это – практически диктат нашего коллективного сознания.