Найти тему
ПОЛИСТ

Минск под нацистами: как немцы белорусскую церковь от московской отделяли

Оглавление

Белорусы очень религиозны. По крайне мере были такими в 20 веке. Нацисты, придя в Беларусь были поражены тем, что местные женщины припадали к танкам и крестились на них. Делали они это нет от любви к оккупантам, а потому что на танках были нарисованы кресты.

Немцы понимали, что церковь сильно влияет на мнение простых белорусов, и решили использовать ее в своих целях. В 1941 году нацисты предложили митрополиту Пантелеймону сделку. Оккупанты поддерживают православную церковь в Беларуси, а это самая церковь в замен объявляет о независимости от Московского патриархата.

Пантелеймон согласился, но как мог тянул с отделением. В конце концов нацистам это надоело. Чем все закончилось? Сейчас узнаем.

Мы, белорусы, не освободили свою родину от невыносимого большевистского ярма собственными силами. Всемогущий Бог услышал наши стенания и молитвы и, когда мы потеряли всякую надежду, совершил великое чудо: наши западные соседи, наши немецкие братья, послали с Божьей помощью своих отважных сынов, великое христианское войско и оно скинула с наших плеч жестокое  большевистское ярмо, освободило нас из цепей коммунистического рабства, и Беларусь вновь возродилась к новой жизни , — митрополит Пантелеймон, уроженец города Кострома.

Нацистская многоходовочка

Архиепископ Пантелеймон со своим товарищем по Николаевскому инженерно-техническому училищу генерал-лейтенантом Антоном Веселовским. Фото 1916 года.
Архиепископ Пантелеймон со своим товарищем по Николаевскому инженерно-техническому училищу генерал-лейтенантом Антоном Веселовским. Фото 1916 года.

Немцы не могли просто взять и объявить автокефалию белорусской церкви. Они вынуждены были считаться с духовными законами и правилами. Не могли они и отстранить Пантелеймона от власти и назначить угодного нацистам иерарха. Поэтому оккупанты пошли на хитрость.

Немцы назначили заместителем белорусского митрополита епископа Филофея. В отличие от Пантелеймона, его взгляды не были промосковскими. Немцы и белорусские националисты надеялись таким образом столкнуть две партии внутри белорусской церкви и ускорить ее отделение от Московского патриархата.

Скрипя, нехотя, но процесс пошел. На март 1942 года назначили Собор епископов белорусской православной церкви.

Что решил Собор

Иерархи белорусской православной церкви. В первом ряду —архиепископ Филофей, епископ Гомельский и Мозырьский Григорий, епископ Смоленский и Брянский Стефан
Иерархи белорусской православной церкви. В первом ряду —архиепископ Филофей, епископ Гомельский и Мозырьский Григорий, епископ Смоленский и Брянский Стефан

Среди местных иерархов промосковские взгляды были очень сильны. Объясняется это многими причинами. В том числе и тем, что белорусов среди высшего белорусского клира было очень мало.

Автокефалии Собор так и не объявил. Но кое-что поменялось. Беларусь разделили на шесть епархий. Минимум четыре из них должны были возглавлять белорусы. В некоторых храмах начали читать проповеди на белорусском языке. А, например, на Новогрудчине, на родном языке даже велись метрические книги.

Но такие половинчатые решения Собора не устраивали ни нацистов, ни белорусских националистов. Терпение и тех, и других было на исходе. В конце концов митрополита Пантелеймона выслали из Минска в Жировичский монастырь, где он и обитал до оккупации. Главе белорусской церкви было уже 75 лет, поэтому официальная формулировка ссылки звучала как "в виду преклонного возраста"

Отстранить от должности Пантелеймона не могли при всем желании — церковные законы не позволяли. Но по факту теперь всем заправлял его заместитель Филафей.

Что сделал Филафей

Архиепископ Филофей. После войны стал иерархом Русской православной церкви заграницей
Архиепископ Филофей. После войны стал иерархом Русской православной церкви заграницей

Филафей не был промосковской ориентации. По национальности он был белорус. Нацистам казалось, что теперь-то дело автокефалии пойдет быстрее. Но все оказалось сложнее. Поменять главу церкви — это лишь полдела.

Остальные-то иерархи были в большинстве промосковскими. И даже те священники, которые хотели независимрсти, понимали нереальность этой задумки. Ведь по канону отделение возможно только с согласия Церкви-Матери. В нашем случаи — Московского патриархата. Без такого согласия автокефалию никто в православном мире не признает.

Принадлежать к "ненастоящей" церкви не хотели даже самые пробелорусские священники. Поэтому игра на время церкви с нацистами продолжилась.

Еще один Собор

30 августа состоялся еще один Собор епископов белорусской православной церкви. Несмотря на то, что он был Всебелорусским, на него приехали иерархи лишь двух епархий из четырех — Новогрудской и Минской.

На Соборе еще раз подтвердили приверженность идее независимости. Но в принятом Уставе было оговорено, что автокефалия возможна только при согласии Церкви-Матери и одобрении других канонических православных церквей.

В следующий раз поговорим о том, как нацисты относились к белорусской молодежи. Какую роль немцы отводили молодым белорусам и как их использовали в своих целях.

Интересно? Тогда поставь лайк и подпишись, чтобы не пропустить новые части. Спасибо)

А еще можешь почитать другие части:
Часть 1: Что творилось в городе в первые месяцы оккупации
Часть 2: Как немцы руководили городом
Часть 3: Чему учили в белорусских школах во время оккупации
Часть 4: Как горожане выживали в холодном городе
Часть 5: Что нацисты делали с душевнобольными
Часть 6: Кто служил в полиции и какой была благотворительность
Часть 7: Что немцы хотели сделать с православной церковью
Часть 8: Подполье, которого "не было"
Часть 9: Как подпольщики готовились к восстанию
Часть 10: Как немцы решали еврейский вопрос
Часть 11: Как белорусы в полиции служили
Часть 12: Как немцы белорусскую самооборону создавали
Часть 13: Культурная жизнь под оккупацией
Часть 14:
Праздник Урожая-1942