Открыл я турагентство в Якутске в 2012 и доработал до осени 2017 года до своего переезда в Москву. В целом все было хорошо и успешно. За 3 первых года расширились до 3 офисов продаж и отправили около 5 тысяч человек на отдых за рубеж. С божьей помощью я заработал и построил свой частный дом в Якутске.
Заработки турагентства зависят от сезона. Летом очень хорошо, зимой хорошо, осенью и весной спад. Комисионные составляют в наше время от 5 до 7 % от стоимости тура, если не даете скидок. Прошли времена комиссионных 10%, но даже тогда агентства давали скидки 3-5% чтобы оставить клиента у себя. На скидках далеко не уедешь – только в банкротство. Нужно уметь продавать без скидок.
Почему люди берут туры в турагентствах до сих пор. Есть такая тема для споров. Турпакет это массовый продукт с прямым перелетом в массовые страны, где отели дают оптовикам туроператорам оптовые цены, и чартерные рейсы дешевле регулярных. Никто не отрицает, что мир и клиенты меняются и каналы продаж тоже. В немассовые страны очевидно что выгоднее ехать дикарем.
На самом деле открыть турагентство легче легкого. Минимум финансовых затрат. Стол, стул, ноутбук. На первых порах можно обходиться без офиса и продавать туры своим знакомым.
После первых продаж уже можно почувствовать ваше это дело или не ваше.
2 основных навыка: любить процесс продаж и знать страну куда продаете туры.
На первоначальном этапе хватит ваших знаний из личных поездок по странам.
Когда я начинал, я не знал ничего кроме Турции и Египта, куда ездил много много раз.
А нужно было знать и Таиланд, позже Вьетнам, а также Испанию, Грецию, Кипр, Италию, Болгарию, ОАЭ, Карибы, ну и Сочи и Анапу, Абхазию и впоследствии Крым. В идеале конечно знать как можно больше стран и побывать в них самому в рекламных турах, но ничего идеального нет и большинство менеджеров продают страны ни разу там не побывав.
Но оказывается можно продавать все, только нужно все это изучить, что то знать глубоко, а что то менее глубоко. Сразу все изучать не нужно – сначала достаточно изучить массовые страны. Для начала это Турция, Таиланд, Вьетнам, так как из Якутска это самые массовые страны. По мере роста знаний, потом слетать туда в рекламники (познавательные туры с осмотром отелей, организуют туроператоры по цене авиабилета).
Ремарка: в рекламник без опыта продаж по направлению лучше не ехать, нужно попродавать направление не побывав там, а после уже ехать – таким образом все монолитом запомнится.
Турцию я знал, пришлось учить все остальное. Вебинары по странам, курортам и отельной базе висят в открытом доступе у всех крупных туроператоров. Включаете ноутбук и смотрите, делаете записи про все. Желательно пересмотреть одни и те же страны и отельные базы у разных туроператоров, так как подача материала отличается и отельные базы тоже могут отличаться. Ну вот, теперь вы можете продавать слабенько, но уже со знанием. Далее нужно зарегить фирму ООО или ИП. Выбрать налогообложение. Открыть счет в банке. Далее заключить договоры с основными туроператорами и подключиться к бронированию через их системы.
Есть другой путь: подключиться к одному из центров бронирования. Есть свои плюсы и минусы там. Плюсы что это удобно так как сервис одного окна и оплаты идут через один канал. Минусы то что появляется доп.посредник, который иногда искажает реальность и замедляет процессы.
Можно или как вариант встать под универсальную франшизу типа Магазин Горящих Путевок, Горячие Туры, Велл итд. Тоже есть плюсы и минусы такой схемы. Плюсы это то что они дают клиентский поток, что хотя под вопросом. Минусы то что вы никак не выделяетесь своим брендом и ваши заслуженные наработки и постоянные клиенты идут насчет их бренда а не вашего.
Итак контракты с туроператорами.
Так называемые большие турки: Пегас, Корал (и его дочка Санмар), Анекс
И другие крупняки: Библиоглобус, Тез, Интурист, ТУИ
Кстати, некоторые из этих туроператоров дают свою франшизу, но новичкам ее не дают, надо хотя 2 года поработать на рынке. Я одним из своих агентств был во франшизе Пегас 2 года. Есть плюсы – это доверие клиентов большому бренду, а минусы то что нужно жестко соответствовать их требованиям, и опять же наработки ваши идут в заслуги их бренду а не вашему. Еще и роялти платить ежемесячно.
Каждый решает сам что выгоднее и удобнее.
По России и Абхазии туроператоры: Дельфин, Алеан, Мультитур.
Крупные авиабилетные агенты: ВИП-сервис, Пегас Авиатор итд. Через них можно продавать авиабилеты со своим агентским сбором.
Со временем расширять нужно список туроператоров, уже имея знание рынка, кто на каком направлении имеет сильные позиции.
Итак первые продажи у вас есть через друзей и знакомых, опыт какой то появился. Пора задуматься об офисе. Поначалу лучше снять небольшой недорогой офис, чтобы мочь окупать аренду. Все улучшения только с заработанных денег.
Про рекламу писать здесь не буду. Везде действуют универсальные методы.
Будем считать что вы это знаете (кто то лучше кто то хуже) и клиентов находите.
Продажи пошли у вас, и вы не справляетесь сами уже (если не сидите без выходных и сутками в офисе, хотя поначалу конечно сидите)
Пора нанимать в штат людей. Наняли. Пока вы играющий тренер, сами продаете, сидите в офисе и видите и слышите что происходит. Контроль вроде есть и ладно.
Вдруг постепенно операций становится все больше. Нужно разделять обязанности, так как у вас не хватает времени продавать туры клиентам.
Если вы не собираетесь расширяться и развиваться то можно оставить все как есть – сидеть самому в офисе, продавать вместе с менеджерами и видеть и слышать что происходит в офисе. Это кажется комфортным состоянием, вы занимаетесь любимым делом вроде как – у вас довольные туристы – вы их знаете лично. И самое главное все ваше дело под контролем. Качество сервиса на данном этапе на высоте. Кто-то остается на таком уровне и комфортно себя чувствует. Вы вроде всех обучили, потратили кучу сил на обучение, можно вроде получать вознаграждение за свои вложения. Ваша фирма как семья, сидите вместе тесно и дружите, все довольны.
Но кто-то видит, что физически уже не обслужить больше туристов, то есть мощности не позволяют увеличивать поток и заработки. Особенно летом менеджеры не справляются и ваши туристы уходят мимо вас в другие агентства. Вы недозарабатываете. Опыт вроде есть, каналы продаж есть, поставщики есть, но времени нет.
Следующий шаг. Найм еще персонала и открытие второго офиса. ОК. Наняли, открыли, поставили уже обученных менеджеров на обучение новых менеджеров, частично учите сами. Второй офис открыл свои двери. И тут засада. Вы не можете контролировать 2 офиса, одновременно находясь там. Вы как директор решаете кучу орг вопросов, которых становится как снежный ком все больше, продавать самому нет времени, а главное сил. Вы постоянно заняты, тушите пожары проблем, но пожары загораются вновь и вы опять тушите их. Качество обслуживания клиентов падает, так как каждый менеджер без вашего присутствия работает как хочет по настроению, иногда хорошо, а иногда не очень. От клиентов поступают жалобы, кто то не покупает молча или не доходит до офиса, так как телефонный разговор или не состоялся, забыли позвонить, или по телефону не убедили придти, или клиент пришел но отказался купить, или то или другое, вы не знаете где проблема. Продажи не растут и вы топчетесь на месте, хотя зарплаты и аренды капают каждый день. Вы в замешательстве, что делать, все сыпется. Пора задуматься чего не хватает вам.
Лидерские качества. Нужно прокачивать. Поначалу я был со всеми сотрудниками на равных, на все закрывал глаза, доделывал их работу и нянчился. Сотрудники садятся на шею, а вы тянете и их и свой бизнес. Легко дожить до инфаркта. Потом я пробовал авторитарный режим с наказаниями. Кто то уволился, где то я сам перегнул палку. В итоге золотая середина была прощупана.
Орг. качества. Самый сложный вызов – это менять существующую систему бессистемной работы на системный подход. Сотрудники все принимают в штыки и ничего не хотят менять, так как вроде удобно как есть, но вы же жираф и вам видней. Итак через пот, кровь и слезы нужно вводить систему.
Ваша цель как директора не делать операционную работу, иначе утонете. Ваша цель – это планировать и заниматься только стратегическим развитием, вводить новые процессы и отпускать их. Это стратегическая сторона. Задача – видеть и контролировать качество и динамику работы офисов из дома. Это тактическая сторона. Шишки все равно ваши все, вы конечное лицо которое получит самые тяжелые тумаки в случае проблем. Вы имеете право на свободный график. Но как это сделать?
Первое что нужно сделать это ввести CRM – Customer Relationship Management. Я выбрал систему Самотурагент http://samo.ru/ . Есть еще другая система Мастертурагент. Похожа примерно на первую. Но первая дает интеграцию с большим количеством туроператоров, в этом и была причина выбора. Как и любая система ЦРМ она дает возможность видеть все процессы, от первого звонка, до послепродажного сервиса, финансы, бонусы, отчеты, статистика, о чем с клиентом говорили. Также дает возможность подключить Айпи телефонию. Договора, ваучеры и все доки, а также операции по внутрифирменным процессам тоже можно делать через эту систему. Если чего то не хватает, и это общая необходимость тур.рынка то Самотур допишет доп.модули бесплатно, а если нужно только вам до за доп.плату напишет любые модули для вашей работы. Возможностей много, мы использовали эту систему % на 70.
Далее нужно прописать письменно все скрипты-сценарии переговоров с клиентов на всех этапах общения и внедрить в использование менеджерами. Также прописать все этапы обслуживания клиента письменно. Клиент не любит когда с ним разговаривают по скрипту жестко, поэтому нужно здесь прописать клише фраз придающих эмоциональную окраску переговоров.
Далее подключить нужно айпи телефонию/мобильную атс и проверять исполнение использования скриптов в переговорах. Просто садиться вечером и слушать переговоры менеджеров. Сразу становится понятно как отрабатывает менеджер, и оценивать воронку продаж каждого менеджера – ЦРМ это позволяет делать. На планерках разбор.
Продажи это первое что нужно систематизировать и привести к одному стандарту. Далее отходим от тушения пожаров. Делегируем часть функций контроля за операционкой главным менеджерам в каждом турагентстве. Некоторые турагентства делают менеджеров главными ротационно по очереди, ну каждый делает как знает.
Ну вот и все, рутина вроде снята в основном вопросе, но все равно вам как директору решать конфликты, претензии, суды, угрозы, это тоже часть работы. По крайней мере не надо бегать заправлять картридж на принтере.
Далее снимаем рутину в рекламе. Можно нанять человека а можно отдать на аутсорс. Бухгалтерия и так у нас на аутсорсе. Финансы и оплаты все таки лучше контролировать самому в таком малом бизнесе.
Ну вот, большая работа сделана, теперь можно заниматься поиском и внедрением новых продуктов и стратегией расширения доли рынка.
Если справились с двумя турагентствами можно открывать любое количество – 3,4,5 – уже не представляет никакой сложности.
Куда катится рынок и что будет с турагентсвами. Мой субъективный прогноз. Существующая система туроператор-турагент будет существовать еще долго, эта система до сих пор существует в Европе, а мы отстаем от Европы лет на 15 в туризме. Количество турагентств будет сокращаться. Но те кто останется будут неплохо зарабатывать. Останутся фанаты своего дела и безусловно нужно быть фанатом чтобы начать и удержаться на рынке. Безусловно растет доля самостоятельных путешественников, это отдельная тема.
Кто-то покупает турпакеты онлайн, но доля таких продаж в РФ около 5% и показывает медленную динамику роста, а в Германии эта цифра порядка 25%. Так что пока до сих пор 95% людей в РФ покупают турпакеты в агентствах, где им дадут консультацию и возьмут ответственность за выбор отеля. Туроператоры развивают продукты с так называемым динамическим пакетированием, когда цена на пакет сама формируется из всех доступных систем бронирования. Но опять таки пока невозможно сделать цену на регулярный рейс дешевле чартерной и получить у 5* турецкого отеля цену в GDS системах дешевле чем у туроператора-оптовика на тот же отель, где он берет огромные квоты номеров по оптовой цене. Речь идет только о массовых странах как Турция итд.
Буду рад ответить на ваши вопросы.